Для чего нужна охлаждающая жидкость автомобилю?

Автомобильный двигатель является тепловой машиной, в которой происходит сгорание топлива. Образующаяся тепловая энергия частично преобразуется в механическую работу — вращение коленчатого вала. Значительная часть тепла уходит в атмосферу с отработавшими газами, но часть энергии затрачивается на преодоление силы трения и нагрев корпуса двигателя. Если не обеспечить теплоотвод, то детали двигателя станут перегреваться и терять свои механические характеристики. Основным назначением жидкости в системе охлаждения является эффективный теплоотвод.

Назначение жидкости в системе охлаждения:

  • поддержание термического режима работы силовой установки;
  • охлаждение элементов трансмиссии летом (например, автоматической коробки передач);
  • часть тепловой энергии применяется зимой для отопления салона;
  • охлаждение воздуха в промежуточном охладителе (на авто с турбонаддувом);
  • обеспечение защиты алюминиевых деталей рубашки охлаждения от коррозии и кавитации;
  • смазка подвижных частей центробежных насосов, применяемых для циркуляции жидкости.

Какие типы антифриза бывают и история создания

Антифриз – это скорее общее обозначение для большей части охлаждающих смесей в автомобиле, которых существует большое количество на рынке. Однако для охлаждения мотора ранее применялась обычная вода. Далее воду заменили на раствор соли и собственно воды.

Первичный прототип антифриза для системы охлаждения автомобиля был получен в 1930 году. После этого основную охлаждающую роль стал выполнять стандартный этиленгликоль. Потом к этиленгликолю было решено добавлять различные присадки и со временем уже был получен новый антифриз.

В настоящий момент на рынке авто товаров можно увидеть большое количество антифризов. Все они различаются между собой по составу используемой смеси, а также могут отличаться цветом и временем гарантийной работы.

Из чего состоит охлаждающая жидкость?

На ранних этапах развития двигателей внутреннего сгорания в качестве охлаждающей жидкости для авто применялась обычная вода, которая нагревалась до температуры кипения и за счет этого поддерживала температурный режим. В процессе эксплуатации постоянно приходилось добавлять воду. Позднее стали использовать замкнутые системы с радиаторами и лить дистиллированную воду, которая образует меньшее количество соляных отложений на стенках механизма. Из-за высокой температуры замерзания воды появились охлаждающие жидкости, созданные на основе различных веществ.

В качестве охлаждающих жидкостей применялись смеси, получаемые на основе воды с добавлением:

  • глицерина;
  • метилового или этилового спирта;
  • этиленгликоля.

В настоящее время используются жидкости, состоящие из компонентов:

  • дистиллированная или деионизированная вода;
  • этиленгликоль (реже используется более дорогостоящий пропиленгликоль);
  • комплекс антикоррозионных присадок.

Процентный состав антифриза

Нужно ли менять антифриз или достаточно его долить

Если уменьшение уровня антифриза произошло в результате испарения или вытекания из системы через неплотно прилегающие патрубки, то достаточно долить антифриз, чтобы продолжить эксплуатацию автомобиля в стандартном режиме. При продолжительной эксплуатации либо при смешивании различных марок охлаждающей жидкости, потребуется залить новую незамерзайку.

Что будет, если долго не менять антифриз

Если длительное время не менять антифриз, то со временем будет происходить деградация присадок, которые образуют защитную пленку на металлических деталях, омываемых охлаждающей жидкостью. Отделившиеся, в результате коррозии фрагменты, заполнят полости радиатора, уменьшая эффективность охлаждения. Кроме перегрева двигателя, при эксплуатации ОЖ с истекшим сроком годности, часто выходит из строя водяная помпа, несвоевременная замена которой может стать причиной потери приводного ремня.

Как определить, что антифриз исчерпал свой ресурс

Необходимость замены антифриза можно понять по сроку эксплуатации, который указывается производителем охлаждающей жидкости. Преждевременная заливка новой ОЖ также может потребоваться по многим причинам, поэтому важно знать основные признаки того, что антифриз исчерпал свой ресурс.

Признаки того, что антифриз в автомобиле нужно менять

Антифриз должен меняться при наличии следующих признаков:

  • Изменение цвета.
  • Образования пены.
  • Наличие ржавчины.

Косвенными признаками могут также служить постоянный перегрев двигателя и выход из строя водяной помпы.

Замена антифриза

Виды охлаждающей жидкости

Несмотря на тот факт, что в основе всех антифризов находится смесь этиленгликоля и воды, жидкости разделяются на несколько категорий. Критерием разделения является тип присадок.

На рынке встречаются три типа жидкостей:

  1. На карбоксилатной основе. Присадки базируются на солях карбоновых кислот. Наиболее распространенная категория антифризов, использующаяся автопроизводителями для первой заливки на заводе. Жидкости способны сохранять свои характеристики не менее 5 лет и выдерживать пробеги до 650 тыс. км.
  2. На гибридной основе. В состав жидкостей, предназначенных для автомобилей европейских концернов, входят присадки на силикатной основе. Азиатские автопроизводители вводят в вещество фосфатные присадки. Из-за них срок работы жидкости уменьшен и составляет не более трех лет.
  3. На пропиленгликолевой основе — лобридного типа. Ряд автопроизводителей заявляет жидкости, как не меняющие своих характеристик с течением времени и не нуждающиеся в замене. Примером такого антифриза может служить жидкость GM/Opel.
  4. Традиционные охлаждающие жидкости, имеющие неорганическую основу. В состав вводится комплекс присадок на основе силикатов, а также солей кремния, бора, фосфора и ряда других материалов. Классическим примером неорганического антифриза является жидкость тосол.

Характеристика антифриза

Ключевыми характеристиками антифризов являются точки начала кристаллизации и закипания. Значения температур можно изменять в ограниченном диапазоне путем увеличения или уменьшения процентного содержания воды и этиленгликоля. Введение в состав воды этиленгликоля приводит к снижению температурных коэффициентов расширения при замерзании. Основа, содержащая 60% этиленгликоля, при застывании увеличивает свой объем на 1,5%. Эта техническая характеристика является особенно важной, поскольку от нее зависит целостность рубашки охлаждения и трубопроводов при застывании.

Таблица соотношений концентрации и температуры замерзания для жидкости на основе многоатомных спиртов (этиленгликоля).

Содержание этиленгликоля, % Температура замерзания, ºС Нижний допустимый порог применения, ºС
35 -20 -15
45 -30 -25
50 -36 -31
55 -42 -37
60 -50 -45

Вопреки распространенному мнению, в состав антифризов никогда не вводятся отдельные присадки, обеспечивающие смазывающие характеристики. Единственным компонентом, отвечающим за смазку, является этиленгликоль.

Характеристика антифриза по цветам

Приблизительным способом разделения антифриза на группы является цветовая методика:

  • антифриз красного цвета, обладающий максимальным сроком службы (до пяти лет);
  • антифриз зеленого цвета, сохраняющий свои характеристики до трех лет;
  • антифриз синего цвета, предназначенный для эксплуатации не более двух лет.

Цвет антифриза не является гарантией его характеристик, поскольку выпускаются жидкости типа тосол, окрашенные в отличные от синего расцветки. Кроме того, ключевые компоненты антифризов бесцветны. Красители вводятся для визуального контроля уровня жидкости в расширительном бачке и определения мест вытекания из системы. Ряд производителей выпускает антифризы одинакового химического состава, но различного цвета по техническим условиям заказчиков.

Примером такого антифриза может стать линейка Cool Stream Premium производства ОАО «Техинформ», которая поставляется в цветах:

  • оранжевый;
  • желтый;
  • розовый;
  • синий.

Характеристика антифриза по стандартам

Антифризы разделяются по категориям на основе спецификаций, издаваемых крупными автомобильными концернами. Одним из самых известных стандартов является спецификация Фольксваген (обозначается буквой G и двумя цифрами). В зависимости от класса в антифризе могут отсутствовать соединения на основе бора, а также регулируется количество силикатов.

Особенности антифризов различных классов:

  1. Тип G11 является жидкостью традиционного типа, построенной на неорганических соединениях.
  2. Тип G12 содержит соединения карбоновых кислот. Выпускаются антифризы улучшенного типа G12++ или гибридные G12+.
  3. Тип G13, созданный на основе пропиленгликоля.

Характеристика тосола

Жидкость типа тосол была разработана в СССР для использования в системах охлаждения автомобилей ВАЗ, которые предполагали применение специальных ОЖ. Создание тосола позволило вести круглогодичную эксплуатацию автомобильного транспорта без традиционного слива воды в зимнее время.

В составе тосола имеется краситель, применяемый для определения состояния вещества, а также для обнаружения неплотностей в системе охлаждения. Новая жидкость имеет ярко-голубой оттенок. По мере старения цвет меняется на темно-зеленый, который переходит в желтый. При дальнейшем использовании жидкость постепенно обесцвечивается. При потере цвета изначальные параметры теряются полностью.

Тосол предназначен для долговременной работы с нагревом до 95ºС. Перегрев жидкости до 105ºС приводит к изменению цвета на зеленый, а при 170ºС тосол обесцвечивается за четыре часа.

Основные технические параметры тосола:

  • температура застывания до минус 65ºС;
  • температура кипения не менее 108ºС;
  • отсутствие пены при любой температуре;
  • не оказывает разрушающего воздействия на пластиковые и полимерные детали;
  • химически стабилен при хранении;
  • низкий коэффициент вязкости, мало зависящий от температуры;
  • обладает высоким коэффициентом теплопроводности.
Читайте также:  Мопед «Альфа» 110 кубов: технические характеристики и отзывы. Технические характеристики мопеда Альфа

Для обозначения марок применяются:

  • буквы А, М, К — автомобильный, модернизированный, концентрированный;
  • цифры 30, 40 и 65 — обозначают температуру кристаллизации;
  • дополнительные символы, вводимые изготовителем.

В настоящее время производство оригинального тосола прекращено. Обозначение «тосол» используется как нарицательное название для силикатных антифризов, предназначенных для систем охлаждения двигателей старых автомобилей.

Особенности антифриза и практическая эксплуатация

Замена антифриза цвет зеленый синий красный смешивание

Отметим, что в двигателях современных авто  чаще всего используются жидкости-антифризы, в основе которых лежит гликолевая основа. Если просто, такая незамерзающая жидкость представляет собой смесь воды и этиленгликоля. Также встречаются ОЖ, в которых используется пропиленгликоль, при этом смешивать этиленгликолевые ОЖ с пропиленгликолевыми не рекомендуется.

На практике этиленгликоль или моноэтиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость желтоватого оттенка. Жидкость не имеет запаха, отличается незначительной вязкостью, имеет среднюю плотность и температуру кипения около 200 градусов по Цельсию. При этом температура кристаллизации (замерзания) составляет чуть менее -12 градусов.

Если этиленгликоль или раствор этиленгликоля с водой нагреть, происходит значительное расширение. Чтобы систему не «разрывало» от избыточного давления,  в устройство был добавлен расширительный бачок системы охлаждения, который имеет отметки «мин» и «макс». По ним определяется необходимый уровень ОЖ.

Также важно учитывать, что этиленгликоль и его растворы  весьма агрессивны, способны вызвать сильную коррозию деталей из стали, алюминия, чугуна, меди или латуни. Параллельно с этим отмечается повышенная токсичность этиленгликоля и его крайне негативное воздействие на живые организмы. Другими словами, это сильный и опасный яд!

Что касается пропиленгликолей, они имеют схожие свойства с этиленгликолями, но при этом не столь токсичны. Однако пропиленгликоль намного дороже в производстве, в результате чего его конечная стоимость ощутимо выше. Также при низких температурах пропиленгликоль становится более вязким, текучесть у него хуже.

По указанным выше причинам в составе ОЖ в обязательном порядке используется целый пакет активных дополнительных присадок, которые обеспечивают антикоррозионные, защитные и моющие свойства, препятствуют вспениванию, стабилизируют жидкость, подкрашивают раствор, придают характерный узнаваемый запах и т.д. Также присадки несколько снижают токсичность.

Вернемся к использованию антифризов. Необходимость смешивать этиленгликоль или пропиленгликоль с дистиллированной водой продиктована тем, что температура замерзания такого раствора напрямую зависит от пропорций этих двух составляющих.

Простыми словами, вода замерзает при ноле, этиленгликоль при -12, однако их смешивание в разных пропорциях позволяет создать растворы, у которых порог замерзания составляет от 0 до -70 градусов и даже выше. Также соотношение гликоля и воды влияет на температуру кипения раствора.

Если не вдаваться в подробности, на практике самой низкой температуры замерзания можно добиться, если в составе будет чуть менее 67 % этиленгликоля, который разбавили 33% воды. При этом одинаковую или очень близкую температуру замерзания можно получить при разных соотношениях воды и концентрата.

Что касается практической эксплуатации, как правило, автомобилисты при замене ОЖ во многих регионах зачастую используют простую схему, разбавляя концентрат антифриза водой в пропорциях 60/40.  Обратите внимание, это общее руководство, перед приготовлением раствора ознакомьтесь с отдельными рекомендациями того или иного производителя антифриза на упаковке.

Чтобы проверить соотношение этиленгликоля и воды в растворе дополнительно измеряется плотность. Для этого чаще всего используется ареометр. На основании полученных данных можно сделать вывод о том, каково содержание этиленгликоля и определить температуру кристаллизации.

В чем разница между тосолом и антифризом?

Разделять понятия тосол и антифриз неверно, поскольку антифризом является любая жидкость, сохраняющая текучесть при температуре ниже 0ºС. Мировые производители используют для обозначения охлаждающих автомобильных жидкостей термин Antifreeze Coolant, который дословно переводится как «охлаждающая жидкость антифриз». Далее каждый производитель добавляет собственное торговое обозначение, например, GlasELF, Prestone или GlycoShell.

Фактически тосол является торговым наименованием одного из сортов антифриза. Выше и ниже под понятием антифриз будет подразумеваться жидкость на карбоксилатной основе.

Жидкости тосол и антифриз построены на совершенно различных комплексах присадок. Из-за этого они имеют различную температуру кипения и отличаются сроком эксплуатации. По этой причине категорически запрещается смешивать две различные ОЖ. При переходе от одного типа на другой требуется тщательная промывка системы охлаждения от остатков старого антифриза.

Преимущества антифриза перед тосолом

Применение антифризов дает ряд преимуществ:

  1. Улучшенный теплоотвод, достигаемый комплексом присадок. Входящие в комплекс антикоррозионные присадки останавливают коррозию, покрывая поврежденный участок пленкой.
  2. Увеличенный срок эксплуатации без заметной потери характеристик.
  3. Защита алюминиевых деталей при высоких температурах. Одно из ключевых преимуществ, поскольку современные двигатели имеют тонкостенные алюминиевые блоки и головки, а также напряженный термический режим работы.
  4. Снижение кавитационного воздействия на крыльчатку помпы. Уменьшение нагрузок получено благодаря присадкам.
  5. Химически нейтральный состав антифриза, который не образует новых агрессивных соединений при контакте с материалами магистралей системы охлаждения. Это положительно сказывается на работе радиатора, поскольку каналы для прохода жидкости имеют малое сечение и подвержены засорению.

Недостатком антифриза можно назвать его высокую по сравнению с тосолом стоимость. Однако этот минус компенсируется увеличенным сроком работы жидкости.

Способность эффективно охлаждать двигатель

При использовании неорганических жидкостей на поверхности системы охлаждения формируется равномерная защитная пленка с толщиной до 0,5 мм. Она эффективно защищает поверхность от коррозии, но и снижает теплообмен между деталями и веществом. При высокой температуре окружающей среды пониженный теплоотвод может стать причиной локальных перегревов и повышенного износа двигателя.

Жидкости карбоксилатной группы образуют пленку только на поврежденных коррозией участках. При этом толщина защитного слоя составляет 0,0006 мм, и он практически не влияет на теплообмен в этом месте.

Длительный срок эксплуатации

Применяемые в неорганических охлаждающих жидкостях соединения на силикатной и нитритной основе не обладают длительной стабильностью и подвержены распаду при повышении температуры выше 100ºС. Силикаты используются для защиты алюминиевых деталей от коррозии, а нитриты — для понижения кавитационного эффекта. Средний рабочий ресурс компонентов не превышает 40 тыс. км пробега.

Жидкости на карбоксилатной основе сохраняют рабочие характеристики на протяжении всего срока службы. Во многом это достигается за счет создания локальных точек защиты, что позволяет снизить расход присадок.

Эффективная защита алюминия в режиме высоких температур

Применение в современных двигателях алюминия и сплавов на его основе привело к росту рабочих температур силовых агрегатов и необходимости ускоренного теплоотвода. Жидкости на карбоксилатной базе обеспечивают повышенную скорость отвода тепла, а также снижают риск возникновения коррозии на поверхностях каналов.

Водяной насос

В процессе вращения рабочего колеса в потоке жидкости он подвергается кавитационным нагрузкам. Причиной появления нагрузок становятся пузырьки вакуума или разряженного пара, которые формируются на поверхности вращающейся лопасти, а затем лопаются. Причиной появления пустот является местное изменение давления в жидкости, возникающее при вращении ротора. Схлопывание пузырьков вызывает гидродинамические удары, приводящие к эрозии поверхности.

Кавитации подвержена не только крыльчатка помпы, но и гильзы. Антифризы не позволяют полностью убрать негативный эффект, но снижают вредное воздействие. Ресурс крыльчаток водяных насосов, работающих на карбоксилатной жидкости, на 50% выше, чем при применении вещества на иной основе.

Фотогалерея

Коррозия алюминиевой головки, вызванная использованием тосола

Изъеденная кавернами поверхность крыльчатки

Классификация жидкостей для системы охлаждения

Определить, какой антифриз лучше для вашего авто на зимний период может помочь имеющаяся классификация рабочих жидкостей охлаждающей системы. Классификационная маркировка обязательно должна быть нанесена на емкость с антифризом. Состоит эта маркировка из буквенного обозначения «G» и цифрового индекса. На данный момент классификация включает три типа антифризов – G11, G12, G13. Интересно, что за каждым из типов закреплена своя окраска, что помогает в выборе.

Охлаждающая жидкость G11 – самая простая и дешевая. Делается она на основе этиленгликоля, в ней используются незначительный пакет присадок. У них часто порог замерзания не соответствует заявленному. Но если автомобиль старый, а зимой значительных морозов в регионе его эксплуатации не наблюдается, то такая жидкость вполне подойдет для использования. А вот в современные авто ее лучше не заливать. Что касается цвета, то жидкости этого типа должны иметь зеленую окраску.

Читайте также:  Дифференциал автомобиля: устройство, виды и принцип работы. Кулачковый дифференциал газ 66

Антифриз G12 – отличная жидкость для использования во всех современных двигателях. Состоит он из этиленгликоля и присадок. Причем пакет присадок у этого типа охлаждающей жидкости – достаточно хороший. Эта жидкость даже рекомендуется для использования в форсированных и высокооборотистых силовых установках. Но и стоит она больше, чем предыдущая. Что касается цвета, то этот антифриз должен окрашиваться в красный цвет.

Тип G13 – самый экологический и дорогостоящий антифриз. Основой для его создания выступает пропиленгликоль. В его составе имеется большое количество присадок. У нас пока он встречается редко, да и стоимость его высокая. Для цветового обозначения этого антифриза отведены желтый и оранжевый цвета.

Но здесь следует отметить, что для покупки антифриза лучше обращаться в специализированные магазины. Подделок сейчас делается очень много и велика вероятность приобретения на неизвестной точке, к примеру, красной по цвету жидкости, но она по составу будет относиться к типу G11, или вовсе будет неизвестная «жижа» красного цвета.

Читайте также:  Соната 2018

С тем, какой антифриз лучше для использования на авто – определились

Но важно также и правильно произвести замену, особенно если неизвестно что залито в автомобиль

Просто слить старую жидкость недостаточно, ведь в системе всегда остается ее часть. Поэтому перед заливкой следует провести промывку системы с использованием специальных промывочных жидкостей. Причем лучше делать промывку дважды.

Также новую жидкость лучше приобретать с запасом, чтобы после полного заполнения системы, антифриз еще оставался, он нужен будет для доливки в систему. Следует также обязательно запомнить или записать где-то, какая жидкость и какого производителя залита в двигатель, чтобы при надобности приобрести точно такую же. В дальнейшем это позволит, при условии, что залитая жидкость — качественная, не проводить промывку системы при следующей замене.

Правильный подход в выборе антифриза и к проведению операции по его замене только положительно скажется на ресурсе силовой установки, отодвигая надобность капитального ремонта на более поздний срок.

Антифриз G11, G12 и G13 – в чём разница?

Чаще всего автовладельцев интересуют два вопроса о видах и цветах антифриза:

  1. В чем разница между антифризом G11, G12 и G13?
  2. Какой антифриз лучше заливать: красный, зеленый или синий?

Антифриз красный, зеленый, синий – в чем разница?

Во-первых, антифризы изначально жидкости бесцветные. А краску в них добавляют лишь для того, чтобы их можно было отделить от других жидкостей, в том числе и алкогольных.

Во-вторых, четких стандартов по цветам нет. Поэтому с уверенностью нельзя утверждать о принадлежности того или иного антифриза, к той или иной технологии. Любой производитель может красить любой свой антифриз в любой цвет.

Можно говорить лишь об общепринятой практике большинства серьёзный производителей. Она такова:

  • Антифризы G11 – синие, или зелёные, или сине-зелёные.
  • Все антифризы G12 (и с плюсами и без них) – красные со всеми оттенками: от оранжевого до сиреневого.
  • Охлаждающие жидкости G13 – фиолетовые или розовые, но теоретически они могут быть любого цвета.

А что касается того, какой антифриз лучше заливать – красный, зеленый или синий, можем дать простой совет:

  1. Если автомобильный радиатор сделан из меди или латуни, тогда лучше будет использовать красный антифриз (карбоксилатный);
  2. Если радиатор охлаждения из алюминия и его сплавов – заливайте зелёный или синий (силикатный).

Красный антифриз не лучше и не хуже зеленого, просто эти охлаждающие жидкости нужно использовать, исходя из материалов, применяемых в составных частях охлаждающей системы автомобиля. В свою очередь, лобридные антифризы G12++ и G13 без проблем подойдут для всех автомашин.

Можно ли смешивать разные по составу охлаждающие жидкости?

Смешивать жидкости на основе органических и неорганических соединений категорически запрещено. При соединении происходят химические реакции, в результате которых формируются вещества, способные выпасть в плотный осадок. Он забивает узкие каналы в системе охлаждения и снижает интенсивность теплообмена. Особенно подвержены засорению протоки в головках цилиндров. Снижение теплоотвода вызывает локальный перегрев и коробление деталей. Перегрев цилиндров приводит к залеганию колец в канавках.

Смешивать антифризы на карбоксилатной основе возможно, кроме исключений:

  • жидкость стандарта G12 недопустимо смешивать с антифризом типа G11;
  • антифриз G12 возможно смешивать только с G12+;
  • жидкости типа G13, G12++ или G12+ полностью совместимы с G11.

Таблица совместимости антифризов

Производители антифриза допускают смешивание готовой жидкости и дистиллированной воды. При этом необходимо помнить, что доливка воды изменяет такое важное свойство антифриза, как температура замерзания. Бесконтрольно разбавленный антифриз будет замерзать при повышенной температуре и может стать причиной разрыва системы охлаждения. Перед началом холодов рекомендуется заменить разбавленный водой антифриз новым.

Допустимые варианты смешивания охлаждающих жидкостей рассмотрены в видео, снятом для канала «Магазин АвтоМУМ».

Ошибки при заливе антифриза

Начинающие владельцы автомобилей нередко допускают ошибки при сливе или заливе охлаждающей жидкости в машину. Связано это, как правило, с неопытностью или неосторожностью. О самых частых таких ошибках мы и расскажем вам.

Самое опасное, что можно сделать при заливе антифриза, — это заранее включить двигатель. Ни в коем случае не следует выкручивать крышку расширительного бачка при включенном двигателе автомобиля. Привести это может к самым неприятным последствиям вроде ожогов на руках и лице. Дело в том, что жидкость при включенном двигателе начинает сильно расплескиваться, а ее температура при этом очень высока.

куда заливать антифриз тойоту

Следующая распространенная ошибка новичков — залив новой охлаждающей жидкости без слива старой. Не стоит и говорить, насколько это глупо и попросту опасно. Банальная лень может привести к самым неприятным последствиям. Конечно же, слив и залив необходимо осуществлять целиком.

Допускают начинающие водители и множество других ошибок. Здесь и отсутствие проверки уровня охлаждающей жидкости, и использование ее для автомобиля другой марки и т. д. Всегда и во всем, что связано с автомобилями, нужно быть очень внимательным и осторожным. Выяснять, куда заливают антифриз в автомобиле и какую охлаждающую жидкость лучше выбрать, всегда нужно у профессионалов и специалистов.

Что учитывать при выборе

Разобравшись с тем, для чего нужен антифриз в автомобиле, можно приступать непосредственно к выбору жидкости. Главный принцип: жидкость должна иметь маркировку, которая рекомендована производителем транспортного средства. Например, если автомобилестроительная фирма указывает в сервисной книжке антифриз класса G11, то вместо него не следует использовать G12 или G12+. Такие требования возникают не просто так. Каждый тип антифриза по-разному действует на определенные сплавы: медь, чугун, алюминий и другие материалы. В одном автомобиле радиаторы могут быть медными, в другом – алюминиевыми. Если жидкость не соответствует заводским требованиям, она может вызывать преждевременную коррозию или засорение системы охлаждения.

Multifreeze от Sintec разработан по современной технологии, которая учитывает разные виды материалов и металлов в системе охлаждения и не оказывает на них агрессивное воздействие. За счет этого Multifreeze является универсальным и может применяться в любых автомобилях независимо от марки и года выпуска. Multifreeze обеспечивает улучшенную защиту от коррозии по 6 видам металлов, а также благоприятно взаимодействует с силиконами и резиной.

Цвет антифриза, как правило, при выборе не учитывается. В одном и том же классе охлаждающих жидкостей могут быть представлены составы разных оттенков. Например, можно встретить красные, зеленые и синие антифризы G11.

Когда и почему нужна замена охлаждающей жидкости?

В процессе эксплуатации автомобиля антифриз проходит через многократные циклы охлаждения и нагрева, постепенно теряя свои первоначальные характеристики. Автопроизводители указывают периодичность замены жидкости в инструкциях по эксплуатации. В зависимости от типа ОЖ и особенностей конструкции срок замены находится в пределах 75-240 тыс. км пробега.

Возможны случаи, когда антифриз придется заменить внепланово:

  • помутнение жидкости или явное изменение цвета;
  • образование осадка или хлопьев на поверхности жидкости, находящейся в расширительном бачке;
  • образование пены при работе двигателя;
  • появление сгустков в жидкости или общее загустевание, не связанное с замерзанием;
  • уход уровня жидкости в результате испарения;
  • добавление антифриза недопустимого типа.
Читайте также:  Skoda Octavia III (A7) – новый поворот. Skoda Octavia A7 (Mk3) Часть 1 – Остались ли надежные моторы Обзоры б/у автомобилей

Что будет, если смешать несколько разных антифризов?

Большинство автовладельцев не знают о различии антифризов и ориентируются на цвет. Красный к красному, зеленый к зеленому и так далее. Это недопустимо. Важно понимать, что цвет антифриза определяется красителем, то есть чернилами, которые добавляются при производстве, поэтому цвет не несет информации о рабочих качествах и свойствах.

При смешивании антифризов различных производителей, даже одного цвета, возможны негативные реакции, и одно из наиболее опасных и дорогостоящих последствий – потеря антикоррозионных свойств. Разные типы присадок реагируют между собой непредсказуемо.

Смешивание антифризов разные производителей

Возможные последствия от смешивания антифризов разных производителей:

  1. Коррозия системы охлаждения (разъедание каналов, просачивание антифриза в камеры сгорания, течи радиатора).
  2. Размягчение шлангов и прокладок, утечки по патрубкам.
  3. Образование осадков и шлама, ухудшение теплоотдачи, перегрев двигателя.
  4. Забивание радиатора печки – соответственно, печка не греет в салоне автомобиля.

Таблица смешивания антифризов различных стандартов.

Смешивание антифризов различных стандартов

Как правильно заливать охлаждающую жидкость в автомобиль?

Первым этапом замены жидкости является определение ее типа. Описание параметров и характеристик антифриза имеется в инструкции по обслуживанию автомобиля. Если приобретен концентрат, то его разбавляют дистиллированной водой в необходимой пропорции.

Общая последовательность замены:

  1. Поставить автомобиль на ровную площадку, открыть пробки на расширительном бачке и радиаторе.
  2. Подставить емкость под сливные отверстия и открыть их.
  3. Подождать несколько минут для максимально полного слива старой жидкости.
  4. При необходимости промывки осуществить залив дистиллированной воды до отметки «максимум» в расширительном бачке. Сливные краны необходимо предварительно закрыть. Запустить двигатель, прогреть до рабочей температуры и дать ему поработать 10-15 минут на повышенных оборотах (до 2-3 тыс. об/мин). При этом постоянно следить за температурой воды в системе, не допуская перегрева.
  5. Заглушить мотор и через 5-10 минут слить воду по описанной выше процедуре. При обнаружении в воде посторонних примесей и грязи промывку повторить.
  6. Заливка свежей жидкости выполняется через расширительный бачок или горловину радиатора. Место, куда доливать антифриз, зависит от модели автомобиля. При заливке рекомендуется периодически прожимать отходящие от радиатора шланги рукой.
  7. После заливки антифриза до отметки «максимум» следует запустить двигатель и прогреть до срабатывания вентилятора на радиаторе. Циркуляция жидкости по системе охлаждения позволит выгнать воздушные пробки. Из-за этого уровень вещества в бачке снизится, его требуется довести до нормы.

На протяжении нескольких дней необходимо следить за уровнем жидкости и ее цветом. Это связано с тем, что на рынке распространяется значительное количество контрафактной продукции и имеется риск приобретения поддельного антифриза.

Последние материалы

Статьи

Свойства и характеристики

Свойства антифризов и температура его замерзания будут зависеть от соотношения воды и этиленгликоля, а также набора присадок. Чистый этиленгликоль начинает кристаллизоваться уже при температуре -12,3°С. Смесь с водой образует эвтетику с максимально низкой температурой замерзания до -75°С (75% этиленгликоля и 25% воды). Большинство антифризов имеет процентное соотношение от 35% до 50% воды, с температурой 65°С и 40°С соответственно. Температура кипения такой смеси также повышается до 110°С, а под давлением еще выше.

Нельзя сказать, что есть единый стандарт для всех антифризов. В каждой стране они разные. Вот список самых известных стандартов:

  • Россия: ГОСТ 28084-89.
  • США: ASTM D 3306.
  • Великобритания: BS 6580: 1992.
  • Франция: AFNOR NF R15-601.
  • Япония: JIS K2234.
  • Австрия: ONORM V5123.
  • Швеция: G-11.

На свойства антифриза большое значение оказывает качество и, как уже говорилось, соотношение сырья. Важно качество воды (обычная, дистиллированная, деионизированная), а также чистота этиленгликоля. В дешевых ОЖ часто используются различные низкопробные суррогаты, которые служат ограниченный срок и не имеют химической стабильности.

По ГОСТу антифриз должен обладать следующими характеристиками и свойствами:

  1. Температура замерзания (начало кристаллизации). В России за стандарт по этому показателю взяты ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующей температурой замерзания. Этот показатель в иностранных марках может быть любым. Опять же все зависит от пропорции между этиленгликолем и водой, а также доли присадок.
  2. Температура кипения. Средняя температура кипения равна 110°С-135°С. Давление в системе охлаждения в пределах 1,5-3 атмосфер, что повышает этот показатель.
  3. Вспениваемость. Стоит отметить, что под давлением пена в результате циркуляции вообще не будет образовываться. Этот показатель важен для производителей в момент заливки ОЖ или других манипуляций.
  4. Антикоррозийные свойства. Сам этиленгликоль не имеет антикоррозийных свойств, скорее наоборот. Их обеспечивают различные присадки. Например, в антифризах G11, о которых речь пойдет немного ниже, используются фосфаты, нитраты, нитриты, силикаты, бораты и амины. Эти вещества создают на поверхности защитный слой. В антифризах класса G12 используются карбоновые кислоты, которые воздействуют на сам очаг коррозии, когда такой появляется. Тем самым улучшается теплоотдача.
  5. Воздействие на резиновые элементы. В системе много пластиковых и резиновых шлангов и соединений. Антифриз должен защищать резину от растрескивания и рассыпания. В этом плане хорошо зарекомендовал себя красный антифриз с карбоновыми присадками типа G12 и G12+.

Что нужно знать, чтобы залить антифриз правильно

Антифриз

Начнем с того, что смешивать разные по свойствам охлаждающие жидкости нельзя, поскольку в результате такая смесь может дать нерастворимый осадок. Это приведет к тому, что каналы радиатора и другие чувствительные детали системы со временем закоксуются. Во избежание подобных ситуаций заливать в автомобиль нужно лишь антифриз, допущенный к эксплуатации производителем конкретного авто, а доливать — аналогичный состав, дополняющий собой имеющуюся жидкость.

Поведение охлаждающего состава при добавлении в него воды — вопрос открытый. До определенной степени разбавленная смесь способна показать превосходные качества при условии использования дистиллированной воды. Обычная водопроводная здесь не подойдет.

Стоит напомнить, что цвет охлаждающей жидкости не зависит от ее состава. Абсолютно совместимыми могут оказаться, например, синий и красный хладагент, в то время как две разных жидкости зеленого цвета в итоге будут иметь разную основу и состав присадок.

Многие автовладельцы допускают ошибку, не зная, куда заливать антифриз. И по незнанию они всегда используют для этого раструб радиатора. Данное отверстие действительно имеется в этом устройстве, но лишь в разборных его моделях. В радиаторную систему с цельным корпусом заливать и доливать жидкость напрямую не следует. Антифриз поступает в радиатор и в остальные узлы охлаждающей системы через расширительный бачок.

В случае полной замены старой жидкости на новую или при смене ее марки слив имеющегося хладагента из разборного радиатора выполняется через индивидуальное отверстие. Остаток жидкости вытекает через дополнительную пробку, иногда прикрытую защитной панелью на днище.

Универсальная инструкция здесь поможет не всегда, поскольку некоторые модели автомобилей комплектуются нестандартными системами охлаждения с индивидуальными схемами слива и залива. Этим в значительной мере отличается продукция английских автопроизводителей. Стандартная же процедура залива охлаждающей жидкости несложна и состоит из нескольких этапов, которые можно выполнить самостоятельно без помощи специалистов.

Сколько стоят охлаждающие жидкости?

Стоимость антифризов бюджетной ценовой категории.

Антифриз Цена за 1 л, руб
Зеленый или красный Starex 70
Тосол ОЖ-40 Север 70
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

Антифризы среднего ценового диапазона.

Антифриз Цена за 1 л, руб
Красный G-12+ Premium Sintec 170
Красный G-12+ Glysantin 200
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.

Антифризы высокого ценового диапазона.

Антифриз Цена за 1 л, руб
Красный антифриз Inugel Optimal Motul 420
Оригинальные антифризы Honda или Volvo (или любого другого концерна) 550
Розовый Toyota Super Longlife 1150
Цены актуальны для трех регионов: Москва, Челябинск, Краснодар.