Что такое сайлентблок рычага подвески и его функции

В конструкциях автомобиля, где есть вибрации, смещения, радиальные и осевые нагрузки должны быть смягчающие специальные резиновые детали. Они выполняют важную функцию, поэтому их надо часто менять. Резиновые детали, которые подвергаются сжатию, растяжению, смещению, быстро изнашиваются.

замена сайлентблоков передних рычагов
Сайлентблок — это резинометаллический шарнир (РМШ) в конструкции подвески машины. Устройство салентблока входят:

  • две металлические трубки;
  • резиновое сосединение этих трубок.

Эту деталь изготавливают методом вулканизации, из-за чего она имеет отличные свойства по виброизоляции. Салентблоки способны гасить все виды нагрузок, которые появляются во время эксплуатации авто.

Если сайлентблоки сильно изношены, то управление автомобилем будет некомфортным, появятся шумы и начнут быстрее изнашиваться места соединения деталей.

Сайлентблоки ставят на передние и на задние подвески. Они устанавливаются на рычагах. Кроме рычагов, сайлентблоки соединяют узлы крепления коробки передач, двигателей и амортизаторов.

салентблоки
Для повышения надежности, необходимо вовремя менять виброизоляционные подушки.

Конструктивные особенности

Итак, две втулки с резиновой прослойкой – казалось бы, все элементарно. Но несложна эта конструкция только на первый взгляд. Как зафиксировать упругий элемент во втулке? Довольно очевидный способ – сильное обжатие (иначе говоря – натяг), правда, в таком случае соединение получится слишком жестким, что отразится на плавности хода.

Есть второй вариант – «склеивание» резины с металлом методом вулканизации – тут обжатия почти нет. Но в таком случае жесткость соединения уже откровенно недостаточная. Возрастает угол скручивания и перекоса (относительно продольной оси сайлентблока), что влечет за собой неблагоприятные изменения углов установки колес во время движения автомобиля. И, соответственно, ускоренный неравномерный износ шин.

Учитывая эти сложности, в конструкции современных сайлентблоков применяют комбинированную схему фиксации: одновременно обжатием (умеренной силы) и вулканизацией.

Далее, сама резиновая часть может быть сплошной, а может – с дополнительными прорезями. Возьмем, к примеру, попавший к нам «под ключ» Polo седан. На нем задний сайлентблок рычага передней подвески (как раз типа МакФерсон) установлен вертикально и в его резиновой части имеются вырезы.

Зачем они нужны? Чтобы ограничить перемещение рычага в продольном направлении, жесткость втулки должна быть максимальна; но нам не нужна максимальная жесткость при перемещении рычага в вертикальной плоскости (при наезде на препятствие, например). Для соблюдения этих свойств, говоря упрощенно, удалили лишнюю резину. Втулка обеспечивает достойную плавность хода и жесткую фиксацию рычага в продольном направлении одновременно.

Последствия несвоевременной замены

Медлить с заменой сайлентблоков не следует, потому что заметно снижается безопасность и комфорт использования транспортного средства. При существенном износе, автомобиль начнёт уходить в сторону, сам подруливать, ускорится износ покрышек.

Ещё одна хорошая статья:  Генератор автомобильный: характеристики, схема подключения, устройство, принцип работы

Также сайлентблоки при ненадёжном присоединении могут вести к разрушению посадочных мест крепления шарниров и деформации в подвеске. Это повысит стоимость ремонта, поскольку дополнительно придётся покупать и устанавливать передний рычаг подвески в сборе, что выйдет в несколько раз дороже, чем замена сайлентблоков.

как заменить задние сайлентблоки
Сломанный рычаг подвески

На практике даже самые дорогие сайлентблоки, содержащие лучшую резину, не смогут выдержать более ста тысяч километров пробега. Каучук отходит от металлической обоймы и проворачивается. Это может нарушить геометрию кузова, вызвать непредсказуемый занос, снизить дорожный просвет. Водитель может ощутить удар подвески о неровности дорог. Резкое снижение управляемости – самое опасное последствие несвоевременной замены сайлентблока.

Обязательно проверяйте состояние сайлентблоков каждый раз при техническом обслуживании ходовой.

Принцип работы сайлентблока

При движении машина подвергается воздействию различных негативных факторов (толчки, колебания, нагрузки, вибрации). В точках крепления деталей подвески возникает сила трения, в результате чего эксплуатационная способность ухудшается. Предотвратить подобное изменение призваны пластичные сайлентблоки. Принцип их действия заключается в снижении трения между деталями ходовой, в поглощении вибраций и толчков во всех направлениях. То есть упругий элемент гасит колебания.

Когда шарнир подвергается скручиванию, то его разрушения не происходит, это связано с верным расчётом узла. Чаще всего сайлентблоки подвергаются вращению между обоймами из металла, но иногда его используют на изгиб, когда упругую деталь ставят на рычаги подвесок с вертикально ориентированной осью.

Посмотрите, как работает сайлентблок в движении на Honda CRV:

Если резинометаллический шарнир устанавливают в траверсах и проушинах крепления деталей трансмиссии, то он здесь выполняет роль своеобразной прокладки между ними и кузовом автомобиля.

Из-за очень плотного соединения элементов происходит ограничение ненужных движений рычага. Зазоров нет, а поэтому снижается вибрация и стуки при перемещении автомобиля.

А сколько сайлентблоков в задней и передней подвеске автомобиля? Если посчитать всё количество, то в передней подвеске их будет более 8, и более 12 в задней. Всё зависит от марки и модели транспортного средства. Отмечу, что стойки стабилизатора, втулки, резинки реактивных тяг не являются сайлентблоками.

Расположение сайлентблока в автомобиле влияет на то, как может работать эта деталь. Она может работать:

  1. За счёт кручения втулки.
  2. Растягивая или сжимая втулку.

Ещё одна хорошая статья:  Раздаточная коробка: что это такое, виды, назначение, устройство, принцип работы, как работает

В подвесках Макферсон часто применяют 2 разных сайлентблока: один скручивается, а другой соединяет кузов с рычагом, придавая жёсткость конструкции.

Сайлентблок, который устанавливается на передний рычаг, в большинстве случаев необходим для снижения вибрации на колёса. А задний сайлентблок уменьшает вероятность перекоса рычагов.

Диагностика износа сайлентблоков передних рычагов

Признаки неисправности сайлентблоков:

  1. Автомобиль при повороте руля реагирует с замедлением.
  2. Из под днища машины слышны стуки, скрежеты.
  3. Бывает, что автомобиль тянет в сторону на высокой скорости.
  4. Образуется люфт (зазор, свободный ход) кузова.
  5. Протекторы на шинах изнашиваются не равномерно.

Совет! Если сайлентблоки изношены и подлежат замене, то не следует делать развал-схождение, пока эти виброизоляции не будут заменены на новые.

Ресурс сайлентблоков выдерживают от 100 000 до 150 000 км пробега. Но, это если эксплуатировать автомобиль в щадящем режиме (кочки, ямки проезжая медленно, что довольно трудно сделать по причине качества дорожного покрытия).

Поэтому водителям, эксплуатирующими свои автомобили по плохим и не очень плохим дорогам, следует проверять на износ сайлентблоки передних рычагов подвески через каждые 20 — 25 тыс. км. пробега, а меняют их, обычно, через каждые 50 — 80 тыс. км пробега.

Для осмотра и замены сайлентблоков нужна эстакада, подъемник или яма. Если при визуальном осмотре виброизоляторов передних рычагов прощупываются трещины и видны резиновые крошки, то они подлежат замене.

Игнорирование замены изношенных сайлентблоков передних рычагов подвески приведет к еще более дорогому ремонту (износ шин, износ сопряженных деталей кузова и т.д.).

Выбор новых деталей

Перед заменой изношенных сайлентблоков требуется выбрать новые и купить их. На сегодняшний день выбора этих деталей много. Виды сайлентблоков передних рычагов:

  • резиновые;
  • полиуретановые.

Перед покупкой новых возникает следующий вопрос: какие сайлентблоки взять, каучуковые (резиновые) или полиуретоновые.

Полиуретановые имеют больший срок службы, они служат в 3-5 раз дольше. Но, они дороже. Полируетановый виброизолятор реже подвергается деформации и выдавливанию из пазов посадочного места.

Совет! При повышенном режиме эксплуатации автомобиля лучше поставить полиуретановые. Для режима с малым пробегом достаточно будет обычных резиновых сайлентблоков. Оба вида этих деталей производятся многими производителями. Главное — не брать самые дешевые.

Перед покупкой следует уточнить, подойдут ли они для конкретно вашей марки и модели автомобиля.

Как продлить жизнь сайлентблоков

Сайлентблок не является упругим элементом подвески, эластомер не должен быть загружен при средней загрузке транспортного средства. Чтобы избежать неоправданного усилия не следует оставлять машину надолго с перегруженными элементами подвески и вывешенными колёсами, это причиняет им вред. Зимой нельзя допускать сильной раскачки.

При замене элемента положение стоит чётко выверить, потому что жёсткость балки заметно различается по радиусу. Не все знают, для чего красные вставки в сайлентблоках – именно на них стоит ориентироваться при проведении монтажа. Нельзя допускать попадания масла и других едких веществ на поверхность, они разрушают резину и полимеры.

Читайте также:  Принцип работы и устройство двигателя. Топливовоздушная смесь: что это, описание, свойства

Есть ещё один примитивный совет, позволяющий продлить срок службы сайлентблока. За ним нужно ухаживать, регулярно удаляя загрязнения и лишнюю влагу. Под воздействием неблагоприятных условий, износостойкость уменьшается, что может стать поводом для внепланового ремонта. Пыль может попасть в микротрещины, что ускорит износ детали, а застывшая вода может спровоцировать разрыв сайлентблока.

На пользу пойдёт периодическое использование узкопрофильных смазок, предназначенных для восстановления поверхностного слоя резины. Но применять специальные смазки для устранения скрипов нельзя: это вредит резине и его прилеганию к металлической обойме.

Посмотрите интересное видео про все причины, почему быстро выходят из строя сайлентблоки:

Что лучше – плавающий сайлентблок или обычный

Суще­ству­ют про­ти­во­ре­чи­вые мне­ния о пла­ва­ю­щих сай­лент­бло­ках – одни счи­та­ют их слиш­ком доро­гим удо­воль­стви­ем для рос­сий­ских дорог, дру­гие отме­ча­ют жест­кость. Есть еще один непри­ят­ный момент – они могут течь. При выте­ка­нии смаз­ки из кор­пу­са сни­жа­ет­ся объ­ем работ, кото­рые они долж­ны выпол­нять. В этом отно­ше­нии шаро­вые шар­ни­ры усту­па­ют обыч­ным.

В отли­чие от рези­но­во­го пла­ва­ю­щий сай­лент­блок может пово­ра­чи­вать­ся на боль­ший угол, сохра­няя надеж­ное поло­же­ние в кон­струк­ции. Обес­пе­чи­ва­ет­ся проч­ная связь эле­мен­тов с одно­вре­мен­ной подвиж­но­стью. Шаро­вые шар­ни­ры иде­аль­ны для уста­нов­ки в зад­нюю под­вес­ку, так как обес­пе­чи­ва­ют пра­виль­ное поло­же­ние оси зад­них колес к доро­ге.

Назна­че­ние обыч­ных и пла­ва­ю­щих шар­ни­ров оди­на­ко­вое – гасить коле­ба­ния, с той раз­ни­цей, что в обыч­ном режи­ме рабо­ты при сред­ней нагруз­ке вто­рые выпол­ня­ют роль рези­но­вых сай­лент­бло­ков, а при уве­ли­че­нии ее они выдер­жи­ва­ют силь­ные уда­ры, воз­дей­ствия. Свя­за­но это с нали­чи­ем смаз­ки, кото­рая обес­пе­чи­ва­ет сво­бод­ное дви­же­ние втул­ки, в то вре­мя, как в рези­но­вых про­ис­хо­дит износ рези­ны.

Обыч­ные сай­лент­бло­ки име­ют неболь­шой срок экс­плу­а­та­ции, осо­бен­но в усло­ви­ях пло­хих дорог, повы­шен­ной или пони­жен­ной тем­пе­ра­ту­ры.

Во вре­мя интен­сив­ной рабо­ты в обыч­ных сай­лент­бло­ках воз­мож­но про­скаль­зы­ва­ние, сопро­вож­да­ю­ще­е­ся пища­щи­ми зву­ка­ми. Пла­ва­ю­щие шар­ни­ры лише­ны тако­го недо­стат­ка, так как встав­ки изго­тов­ле­ны из син­те­ти­че­ских кау­чу­ков или поли­уре­та­на.

Одно из досто­инств пла­ва­ю­щих сай­лент­бло­ков – это то, что они не тре­бу­ют обслу­жи­ва­ния. В новом состо­я­нии они не боят­ся воды и пыли. Пре­крас­но рабо­та­ют без смаз­ки. А при изно­се их заме­ня­ют новы­ми. Они могут про­слу­жить око­ло 10 лет в нор­маль­ных усло­ви­ях без воз­дей­ствия агрес­сив­ной сре­ды и пере­гре­ва. Пла­ва­ю­щие шар­ни­ры уста­нав­ли­ва­ют в подвиж­ных соеди­не­ни­ях, где обыч­ные сай­лент­бло­ки не спо­соб­ны обес­пе­чить точ­ность пере­ме­ще­ния эле­мен­тов отно­си­тель­но друг дру­га. Они поз­во­ля­ют дви­гать­ся коле­су в раз­ных направ­ле­ни­ях.

К недо­стат­кам шаро­вых шар­ни­ров отно­сят:

  • зави­си­мость от рабо­чей тем­пе­ра­ту­ры и ампли­ту­ды дви­же­ния;
  • вос­при­им­чи­вость к агрес­сив­ной сре­де.

Рези­но­ме­тал­ли­че­ские шар­ни­ры отно­сят­ся к недо­ро­гим зап­ча­стям с надеж­ны­ми каче­ствен­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми. Но рези­на под­вер­же­на быст­ро­му изно­су под воз­дей­стви­ем агрес­сив­ной сре­ды и повы­шен­ных нагру­зок. Вот поче­му в слож­ных усло­ви­ях луч­ше исполь­зо­вать шар­ни­ры с поли­уре­та­но­вой про­клад­кой. Мате­ри­ал выдер­жи­ва­ет рос­сий­ские моро­зы, пере­грев, хими­че­скую сре­ду на доро­гах. Поли­уре­та­но­вые шар­ни­ры дол­го­веч­ны. Един­ствен­ный недо­ста­ток – высо­кая цена, но она оправ­ды­ва­ет­ся дли­тель­ным сро­ком служ­бы.

Если есть мате­ри­аль­ная воз­мож­ность, луч­ше заме­нить рези­но­вые сай­лент­бло­ки поли­уре­та­но­вы­ми, что­бы убе­дить­ся в ком­форт­но­сти езды.

Какие сайлентблоки лучше: полиуретановые или резиновые

Для улучшения управляемости и динамики, надо ставить полиуретановые сайлентблоки. А если вы предпочитаете спокойную размеренную езду, то лучше установить резиново-металлические элементы.

В своём большинстве автовладельцы сейчас стараются ставить именно полиуретановые сайлентблоки, аргументируя свой выбор их повышенной прочностью и надёжностью. Безусловно, резина также не лишена этого недостатка, но его компенсирует сниженная в 2-3 раза стоимость материала.

При рассмотрении преимуществ полимерного материала, они становятся его же недостатками. Повышенная твёрдость, усиливающая безопасность, изменяет характер езды, делая её более жёсткой. Сниженная пластичность усиливает нагрузки и заставляет сайлентблок срабатывать в местах, где резина не реагирует.

Внимание! Назвать РМШ из полиуретана оптимальным выбором – невозможно. Завышенная стоимость не компенсируется устойчивостью к износу, потому что за равную сумму изделия из резины можно заменить 2-5 раз.

Посмотрите видео про два теста полиуретановых сайлентблоков, думаю вам будет интересно.

Причины выхода из строя и что ломается в сайлентблоке

Визуально представить критическую поломку металлической детали автомобиля – довольно сложно, потому нарушение сайлентблока — это чаще всего разрыв резиновой части элемента. Качественные сайлентблоки не нуждаются в уходе, поскольку в них нет смазки. Среди причин, способных привести к неисправности выделяют:

  1. Продолжительная эксплуатация. Происходит естественный износ резины или полиуретана. Элемент утрачивает эластичность и начинает растрескиваться, возникают стуки и скрипы. Дополнительно может быть отслоение резины от металла, поскольку вулканизация имеет свой срок работы. В итоге втулка скользит по металлической обойме, стирается, что приводит к зазорам.
  2. Химическое воздействие. Разрушение происходит из-за попадания масла и химикатов, которые разъедают эластомер.
  3. Неправильная установка в посадочное место. Отмечу, что причина преждевременного появления неполадок — когда болты перетянуты или зафиксированы с недостаточным усилием. Может ослабнуть посадка металлических обойм в проушинах и на осях.
    для чего красные вставки в сайлентблоках
    Важно правильно устанавливать сайлентблоки
  4. Неверная затяжка болтов. Запомните, затягивать болты следует тогда, когда автомобиль стоит на всех колёсах, а не находится на весу. Если не следовать этому правилу, то при опускании машины вниз резина скрутится и в скором времени порвётся. В некоторых автосервисах так и делают, чтобы клиент приехал к ним снова на замену.
  5. Тяжёлые условия эксплуатации. Если нагружать автомобиль слишком сильно, то эластомер нагревается, «устаёт» и разрушается в разы быстрее. Тоже самое относится и к механическому воздействию.

Неисправный сайлентблок просто прекращает выполнение своих основных функций. Обнаружить проблему можно довольно просто – по характерному звуку. При езде с большой амплитудой движения, удары будут весьма ощутимыми.

Подготовка к замене сайлентблоков: необходимый инструмент

Что нужно, какие инструменты и материалы для замены сайлентблоков:

  • Новый комплект сайлентблоков.
  • Любая смазка (в виде крема или спрея).
  • Молоток с зубилом или специальный съемник. Кстати, мы рассматривали, как сделать съемник сайлентблоков своими руками. Кому интересно, смотрим и делаем.
  • Наждачная бумага.
  • Тиски.
  • Губка.
  • Вода.
  • Набор ключей: торцевые и рожковые.
  • Домкрат.
  • Подъемник, яма или эстакада.
  • Защитные очки.
  • Перчатки.

Для удобства, перед началом проведения работ, надо отбить грязь и вымыть заменяемые детали.

Замена сайлентблока рычага передней подвески

Вне зависимости от марки и модели авто, процесс замены почти одинаков. Всего то надо добраться до заменяемой детали, демонтировать ее и установить новую. Ниже, на фото показано, как выглядит подвеска автомобиля Форд Фокус 2.

как заменить передние сайлентблоки
Порядок выполнения работ:

  1. Ставим автомобиль надо смотровой ямой или на подъемник.
  2. Поднять домкратом ту переднюю сторону, на которой будет меняться сайлентблок.
  3. Снять колесо.
  4. Снять защитные кожух, защиту картера.
  5. Демонтировать шаровую опору. Может понадобиться съемник для снятия шаровой.
  6. Демонтировать передний рычаг. Для этого открутить несколько болтов, 3-5 штук. Рычаг легко снимается.
  7. С демонтированного переднего рычага снять старые сайлентблоки. Для этого надо использовать съемник или зубило с молотком.
  8. Очистить посадочное место перед установкой новой детали. Зачистить наждачкой, вымыть и смазать.
  9. Теперь надо запрессовать новый сайлентблок съемником. После его установки, собрать узел в порядке обратном разборке.
  10. После опускания автомобиля, выполнить протяжку болтов.

На другой стороне произвести те же действия.

Совет! После установки новых сайлентблоков надо заехать в сервис и сделать развал-схождение.

Преимущества и недостатки

Чем так хороши резинометаллические шарниры вообще и сайлентблоки в частности? Почему они смогли вытеснить все остальные типы соединений из подвесок легковых автомобилей, кроме шаровых шарниров?

Хороши они, например, тем, что не требуют обслуживания. В случае поломки их просто заменяют, но в процессе эксплуатации эти детали требуют только контроля. Смазка им не нужна, она только повредит, зато они не боятся воды и малочувствительны к пыли, пока находятся в исправном состоянии. Эта способность достигается отсутствием в конструкции деталей трения скольжения, все перемещения деталей осуществляются исключительно за счет изгиба эластичной части шарнира.

Читайте также:  Дорожный знак «Движение запрещено» и штраф за его нарушение. Сквозной проезд запрещен: описание, зона действия, возможные исключения из правил и наказание за несоблюдение ПДД

Разумеется, в отсутствие трения нет и звуков: металл в исправном сайлентблоке не соприкасается с металлом, нет ударов, а все вибрации гасятся в резиновой подушке. Также у сайлентблоков отличная несущая способность по всем направлениям, можно задать жесткость относительного перемещения по всем осям, и он предельно дешев. И он не меняет установочные размеры в процессе износа, что важно для элементов с точным взаимным расположением.

А служит он достаточно долго, если соблюдать простые правила эксплуатации: не перегревать, не перегружать, не помещать в агрессивные среды. Срок службы может составить десятки лет при незначительном изменении характеристик. За такое время любая смазка успеет высохнуть и закоксоваться в негерметичных шарнирах, а в герметичных испортит оболочку и просто утечет.

Конечно, и на Солнце есть пятна, и недостатков у сайлентблоков тоже хватает. Например, у них жесткость связана с несущей способностью. Ну, или они боятся агрессивных сред, сильно зависят от рабочей температуры, имеют ограниченные углы взаимного перемещения деталей, и их срок службы зависит от амплитуды рабочего хода.

Часто при замене сайлентблока нарушают простое правило, которое гласит, что резинометаллический шарнир в средней точке рабочего хода должен иметь минимальную деформацию эластичной части. Другими словами, затягивать соединения подвески с сайлентблоками нужно под нагрузкой – машина должна стоять колесами на земле, а не висеть на подъемнике.

Основные неисправности сайлентблоков

Сайлентблоки – достаточно надёжные детали. Их средневзвешенный ресурс при полном соблюдении технологии изготовления и нормативных нагрузках на автомобиль (а проще говоря, при езде по хорошим дорогам) оценивается более чем в 100 тысяч километров пробега (некоторые эксперты называют цифру 200 тысяч километров).

Однако, с учётом качества российских дорог, автопроизводители рекомендуют проводить осмотр состояния сайлентблоков каждые 50 тысяч километров пробега. Если же появляются внешние признаки выхода из строя этой детали, ходовую систему необходимо осмотреть раньше.

Осмотр сайлентблоков

Основные внешние признаки неисправности сайлентблоков:

  • ухудшилась управляемость автомобиля: реакция на поворот рулевого колеса происходит с задержкой (в терминологии опытных водителей руль стал «ватным»);
  • в отсутствие явных причин нарушаются параметры развала-схождения. Дело в том, что при разрыве сайлентблока рычаги «уходят» из нормального положения. Как следствие начинается неравномерный износ шин;
  • автомобиль плохо держит дорогу: виляет и раскачивается – это потеря курсовой устойчивости;
  • появление в районе колёс посторонних шумов: скрипов и стуков.

При появлении этих признаков с осмотром сайлентблоков медлить не следует. Для самостоятельного осмотра потребуется подъёмник или гаражная яма.

Детали ходовой системы должны быть очищены от грязи и хорошо освещены.

Обследуют сайлентблоки на предмет трещин, расслоений и разрывов резины или полиуретана, а также люфтов, которых быть не должно. Если дефекты обнаружены, то в подавляющем большинстве случаев требуется полная замена деталей (есть, вообще говоря, и ремонтируемые сайлентблоки, но встречаются они редко).

Альтернатива замене – не только потеря управляемости автомобиля, но и последующий дорогостоящий ремонт с заменой, например, рычагов передней подвески из-за разрушения посадочных мест.

Немного о ремонте

Сайлентблоки нужно менять в сборе. Это совершенно логично проистекает из того факта, что элемент этот неразборный. Но в современных конструкциях сайлентблоки могут быть частью сложных и дорогих узлов подвески, где эластичная вставка – лишь малая часть цены элемента. Но при ее износе он подлежит замене.

Жизненную несправедливость пытается исправить множество компаний, выпускающих ремонтные втулки для таких деталей. Обычно никаких дополнительных данных по установке нет, разве что прилагается переходник для запрессовки.

Собранный таким образом резинометаллический шарнир сайлентблоком уже не является. У него значительно снижена несущая способность, и при нагрузке намного меньше номинальной он может перейти в режим работы простой резиновой втулки. В результате этого его посадочное место в рычаге изменит геометрию и будет непригодно к дальнейшей эксплуатации. К сожалению, ситуация эта очень распространенная. Проблемы можно было бы избежать, за счет использования значительно большего преднатяга или клея для лучшей фиксации, благо современная химическая промышленность предоставляет хороший выбор надежных способов соединения резины или полиуретана с металлическими обоймами. И если ваше соединение работает на растяжение или кручение, то постарайтесь не использовать сомнительные способы восстановления.

Еще более серьезную ошибку совершают те, кто использует консистентные смазки для упрощения запрессовки эластичной втулки или просто смазывает скрипящие узлы. Смазка только вредит любому РМШ: соединение резины и металла должно быть максимально надежным. Для ремонта старайтесь использовать сменные элементы с уже завулканизированными металлическими обоймами: обеспечить качественное соединение вне заводских условий может оказаться сложно.

Виды

В зависимости от используемых материалов, сайлентблоки бывают полиуретановыми и резиновыми. При делении с поправкой на конструктивные особенности различают:

  • конструкции с одной втулкой. Это классический неразборный элемент;
  • с двумя втулками;
  • с технологическими отверстиями в резине для вращения. Это необходимо для работы рычагов на скручивание.
  • с крепёжными внутренними проушинами под болт. Такие детали несимметричны;
  • из резины без металлических деталей. В этом случае деталь крепится при помощи клея к элементам подвески;
  • плавающие сайлентблоки. Они не шарнирные, а шаровые. Их плюс в способности обеспечивать плавность хода, скоростное преимущество, динамику разгона, торможение и повышении управляемости транспортного средства. А минус – это ускоренный износ внутренней пластмассовой втулки. Эти сайлентблоки устанавливают в поворотных кулаках задней подвески.

замена задних сайлентблоков

Какие бывают сайлентблоки в зависимости от жёсткости крепления:

  • обеспечивающими допустимое колебание подвески;
  • допускающими большой диапазон движений.

Основным фактором, на который стоит обращать внимание при выборе детали является материал изготовления. Именно он обеспечивает качество детали и позволяет дать оценку по основным критериям: качество, долгий срок службы, надёжность. При выборе сайлентблока надо учитывать характер и интенсивность эксплуатации автомобиля.

Несмотря на перечисленные рекомендации, мастера советуют рассматривать именно полиуретановые сайлентблоки. Единственный недостаток, выявляемый при их сравнении с резиновыми – высокая стоимость. Но она компенсируется сниженным износом.

В производстве сайлентблоков применяется два материала, отличающихся лучшей амортизацией и способностью гашения вибраций, передаваемых на кузов. Это резина и полиуретан. Перед выбором качественной детали стоит изучить особенности каждого типа.

Резиновые

Только в последние 10 лет автовладельцы озадачились вопросом, какие сайлентблоки лучше, резиновые или полиуретановые. До этого момента использовался только один материал — резина, и существенных проблем не было.

Резина, по сравнению с полиуретаном, имеет ряд преимуществ:

  • стоимость примерно в 2-3 раза ниже, чем у полиуретана;
  • не требуется обслуживания и смазки;
  • мягкость – резина оптимальна для любителей размеренной и комфортной езды.

Тем не менее, для отдельных регионов России резиновые сайлентблоки не являются лучшим выбором. Резина плохо реагирует на колебание температурных отметок и может растрескиваться на морозе.

резиновый сайлентблок

Ключевой недостаток сайлентблоков из данного материала – пониженная безопасность. Уровень этого показателя напрямую зависит от жёсткости материала — эластомера. Если она высокая, управляемость возрастает. Также резиновый упругий элемент может поскрипывать и быстро изнашивается. Чтобы уменьшить износ, не следует перегружать машину, ездить менее агрессивно, исключить попадание масла и химических материалов.

Эластомер, который обладает лучшими свойствами для уменьшения вибраций, делают из природного каучука.

Полиуретановые

Мастера-ремонтники часто рекомендуют своим клиентам замену резиновых сайлентблоков полиуретановыми. Это улучшит работу подвески и управляемость машины. Такая популярность этих упругих деталей обусловлена следующими преимуществами:

  • продлённый срок службы по сравнении с резиной в 5 раз и более (примерно 200 тыс. км пробега). Отмечу, что возможно это просто рекламный ход, так как это никто не проверял, но они точно прослужат в 2 раза дольше;
  • лучше себя «ведут» на плохом дорожном покрытии;
  • отсутствие реакции на контакт маслом и химией, которой поливают дороги зимой;
  • возможность повышения жёсткости подвески;
  • при правильной установке лучше поглощаются удары и вибрации, снижается шум;
  • нет эффекта «выжимания», который присутствует в резиновых деталях.
  • долговечность, надёжность и безопасность.
Читайте также:  Как самостоятельно закрасить царапины на автомобиле. Боремся с царапинами на лакокрасочном покрытии

Полиуретановые сайлентблоки

Но, материал назвать идеальным нельзя. Часто в процессе эксплуатации автовладельцы выявляют некоторые недостатки:

  • существенное увеличение показателей жёсткости;
  • плохое прилегание к втулкам;
  • отслаивание полиуретана;
  • высокая стоимость.

Наличие перечисленных недостатков не позволяет назвать полимерный материал идеальным для изготовления сайлентблоков. По некоторым критериям он уступает проверенной временем резине, по отдельным – превосходит её.

Что делать, чтобы увеличить срок службы сайлентблоков?

Для начала помните золотое правило установки, о чем уже говорили выше. И это очень важно: сайлентблок не является упругим элементом подвески, его эластичная вставка не должна быть нагружена при среднем состоянии загрузки машины.

Не оставляйте машину надолго с перегруженными элементами подвески или с вывешенными колесами – это больше вредит ей. Постарайтесь в холодную погоду не допускать излишней амплитуды раскачки подвески.

При замене устанавливайте сайлентблоки в нужном положении. Часто жесткость блока различается по радиусу, и на нем есть специальные установочные метки или визуально заметные элементы, на которые нужно ориентироваться. Конечно же, нельзя допускать попадания на сайлентблоки масла и топлива, которые быстро разрушают большую часть синтетических каучуков.

Ну и, наконец, общий совет: старайтесь промывать элементы подвески, особенно если у вас внедорожник и вы любите загородные вылазки. Попавшая в микротрещины резины пыль ускоряет износ эластичного элемента, а вода еще и разрывает его при замораживании. И нелишним будет периодическое использование специальных смазок для очистки восстановления поверхностного слоя резинометаллических узлов.

Замена сайлентблока передней подвески: тонкости и нюансы

Замена сайлентблоков

Начнем с того, что достаточно часто выходит из строя задний сайлентблок переднего рычага. Сам процесс замены сайлентблока не сложный, однако, потребует определенных навыков и инструментов.

  • Чтобы выполнить замену сайлентблока переднего рычага, сначала потребуется найти крепежный болт и выкрутить его;
  • Далее снимается крепежная гайка, после можно выкручивать болты, крепящие рычаг и выполняется демонтаж рычага (нужно тянуть деталь на себя);
  • Затем задний сайлентблок следует снять съемником. Если нет съемника, тогда можно выбить деталь небольшой кувалдой, зажав рычаг в тисках. При этом нужно соблюдать осторожность, так как рычаг можно повредить. Следующим шагом становится запрессовка сайлентблока. Для этих целей оптимально использовать только специнструмент, но если его нет, можно попробовать запрессовать новый элемент при помощи молотка. Нужно соблюдать осторожность, так как есть риски повредить новый сайлентблок или рычаг.;
  • Если все прошло успешно, остается собрать рычаг в обратном порядке, поле чего установить деталь на место. Кстати, передний сайлентблок затягивается тогда, когда авто уже стоит на колесах. Другими словами, затяжку сайлентблоков переднего нижнего рычага и верхнего выполняют под нагрузкой, то есть под весом стоящего на колесах автомобиля;
  • Завершив все работы (независимо от того, выполнялась замена заднего сайлентблока переднего рычага или переднего сайлентблока), требуется снова провести диагностику ходовой части. Если все нормально, можно делать сход-развал. Кстати, по результатам удается понять, имеются ли еще отклонения от нормы, то есть присутствует или отсутствует необходимость скорой замены еще каких-либо узлов подвески автомобиля.

Еще добавим, что при выборе деталей на замену можно столкнуться с трудностями выбора, какой сайлентблок лучше, резиновый или полиуретановый. Так вот, полиуретановый сайлент более надежен и долговечен, чем аналог из резины. Также полиуретановые сайлентблоки  делают подвеску более «сбитой» и упругой, машина увереннее держит дорогу. Особенно это ощущается на средних и высоких скоростях.

Однако есть и недостатки. Например, такой сайлентблок  по сравнению с обычным заметно дороже. Параллельно важно правильно подбирать изделия под автомобиль, а также осуществлять установку без ошибок. Только при условии правильной установки  можно рассчитывать на улучшения в работе подвески.

Отметим, иногда водители жалуются, что полиуретановый сайлентблок скрипит после установки. У одних со временем скрипы пропадают, но у других в области установки сайлентблоков скрип постоянный. Данный нюанс также следует учитывать.

Как крепятся сайлентблоки?

Существует несколько вариантов установки сайлентблоков в рычаги подвески. Пожалуй, один из самых распространенных – это запрессовка «сайлента» со своей внешней втулкой в проушину рычага. Удерживается он там за счет силы трения. Такая конструкция предполагает гашение ударных разнонаправленных нагрузок и виброизоляцию. Ремонт элементарен. Молотком выбил старый, запрессовал новый.

Если же рычаг в подвеске выполняет роль направляющего или нагрузка на него воздействует в каком-то одном направлении или плоскости, то внешняя втулка сайлентблоку вообще не нужна. В таких случаях применяют сайлентблок с небольшими буртиками с торца упругого элемента, который благополучно запрессовывают непосредственно в проушину рычага. Любая тяга или штанга, если таковые предусмотрены конструктивно, в задней подвеске крепятся к кузову или подвеске именно через «сайленты» такого типа.

Ну и, наконец, тренд последних лет – интегрированные сайлентблоки, где роль внешней втулки выполняет проушина самого рычага, а внутри нее запрессован упругий элемент. Ярко выраженного инженерного смысла в такой конструкции мало (в отличие, скажем, от интегрированных шаровых опор), тут производитель по большей части увеличивает прибыльность торговли оригинальными запчастями. Потому что вне заводских условий запрессовать новую «резинку» внутрь старого рычага достаточно качественно невозможно, нужно менять рычаг в сборе (заплатив немалую сумму).

Устанавливаться резинометаллические шарниры могут на одном рычаге и в вертикальной, и горизонтальной плоскостях. На распространенных подвесках типа МакФерсон с одним нижним рычагом (с каждой стороны), воспринимающим все удары от дороги, как раз применена такая комбинированная схема. Если же подвеска, скажем, с двумя поперечными рычагами, то, вероятней всего, в каждом из них сайлентблоки будут установлены только в горизонтальной плоскости. Это касается и почти всех многорычажных подвесок.

Если же говорить о конструкции, то в зависимости от характера нагрузок на одном автомобиле могут применяться несколько видов шарниров. Например, если это развальный рычаг в задней подвеске, который не несет толком никакой нагрузки, кроме продольных усилий, то нет смысла устанавливать в него дорогой «сайлент», достаточно запрессовать в его проушину сайлентблока без наружного кольца, и все. Если же это сайлентблок подрамника (опять же задней подвески), то здесь обычной втулкой не обойтись. Придется сконструировать предмет нашего обсуждения так, чтобы в продольном направлении подрамник даже не шелохнулся, но имел возможность изолировать кузов автомобиля от ударов, приходящих через подвеску от дороги.

Советы по замене сайлентблоков

При снятии старых сайлентблоков кустарным способом, то есть без специального съемника, а лишь используя ударный инструмент (молоток, полукувалда) и зубила следует соблюдать осторожность дабы не повредить рычаг подвески. Рекомендуется, по возможности, найти съемник для выпрессовки сайлентблоков.

выжечь сайлентблок
Также не следует выжигать новые сайлентблоки, нагрев резиновых изделий испортит некоторые свойства.

Как уже было описано в пункте 10, после опускания автомобиля на твердую поверхность, сделать протяжку гаек и болтов.

Не игнорировать очистку посадочного места и смазывание его перед впрессовкой нового сайлентблока. Это продлит ресурс детали.

В зависимости от уровня специалистов и географического положения, цена на замену передних сайлентблоков в пределах от 1 до 3 тыс. рублей.

Видео по замене сайлентблоков передних рычагов на автомобиле Фольксваген Гольф 4.