Что такое развал-схождение

Шасси транспортного средства соединены с кузовом
через подвеску, призванную смягчать удары от неровной дороги. Для не жесткой
фиксации ступицы со стойкой используются шаровые опоры, ШРУС и рычаги. В
переднюю часть подвески интегрированы рулевые тяги, обеспечивающие управление
машиной.

Сход-развал
— это заводская установка углов колес к кузову авто, состоящая из трех величин.

Рассмотрим их подробнее.

Развал

Развал колес автомобиля — это положение
боковой плоскости шины к оси по вертикали. Можно перефразировать проще — по
правильно отрегулированному развалу видно, что колесо стоит на дороге ровно, т.
е. строго перпендикулярно земле. Такой угол называется нулевым и закладывается
производителем с завода. Допускаются незначительные отклонения до 0º30 мин.

Схождение

Схождение колес — это второй параметр,
сказывающийся на маневренности авто и ресурсе покрышек. Под ним подразумевается
положение шины кпереду ТС, если смотреть на авто сверху. Оптимально, чтобы
покрышки находились строго параллельно друг к другу.

Кастор

В понятие развал-схождения колес заложен еще и
кастор. Под ним подразумевается угол оси поворота колеса, измеряемый от
вертикальной линии. Чаще всего он положительный (намеренно наклонен в сторону
водителя), чтобы после проезда поворота руль выравнивался самостоятельно. В
большинстве серийных автомобилей этот параметр заложен с завода и его
регулировка не предусмотрена. Но на отдельных моделях машин можно задать любое
положение для повышения маневренности.


Угол оси поворота колеса — кастор

Положительный и отрицательный сход-развал

Кроме нулевых значений, бывают отклонения в
большую и меньшую сторону. Если вершина покрышки выступает наружу, а низ
утоплен внутрь кузова — это положительный развал. При положении наоборот
(вершина наклонена внутрь) образуется отрицательный параметр. Обычно для
легковых городских автомобилей стараются настроить нулевой развал колес,
обеспечивающий минимальный износ резины и хорошие поведенческие характеристики
на дороге.


Углы развала колеса

Но существуют и исключения. Например, для
спортивных машин при регулировке устанавливают отрицательное значение, чтобы
автомобиль сохранял устойчивость во время вхождения в крутые повороты, не
сбрасывая скорость. При нулевом угле машина бы просто перевернулась в такой
ситуации.


Пример
слишком отрицательного развала

Для грузовиков рациональна регулировка
подвески с установкой положительного значения. Тогда при загрузке кузова вес
машины будет давить на мосты и авто просядет, а угол относительно вертикальной
оси шасси выровняется. Поскольку грузовики чаще всего ездят загруженными, так
меньше износится резина.

Положительное схождение колес — это ситуация,
когда передняя часть шасси обращена друг к другу (если смотреть сверху), т. е.
расположена немного на конус относительно переда авто. С такой регулировкой
углов автомобиль отлично держит курс, но поворачивать становится труднее.
Отрицательное схождение образуется при развернутой наружу передней части
покрышек. Это повышает чувствительность рулевого управления — маневрировать
гораздо легче, но машина начинает «рыскать», виляя по трассе.

В идеале
нужно регулировать углы в ноль, тогда получится добиться баланса между
поддержанием заданного курса и отзывчивостью на вращение руля.

Когда и для чего нужно делать развал схождение

Регулировка развала схождения проводится в условиях нашей реальности примерно каждые 15 – 20 тысяч километров пробега для отечественных автомобилей, и каждые 30 35 тысяч километров пробега для автомобилей иностранного производства. Но, это, так сказать, плановая проверка, а между тем, в ряде случаев следует производить проверку и регулировку сход развала и до положенного срока. Среди этих случаев можно отметить следующие:

  • яма на дороге или иной жесткий удар по ходовой и подвеске;
  • ремонт или замена шаровых опор, сайлентблоков, рычагов и так далее;
  • ремонт рулевой рейки или замена наконечников рулевых тяг;
  • высокая степень износа покрышек;
  • проблемы с управляемостью автомобиля или удержанием его на прямой траектории движения;
  • неоправданно быстрый износ покрышек;
  • изменение дорожного просвета автомобиля;

Что же обеспечивает правильное выставление сход развала и кастора?

Читайте также:  Замена топливного насоса ниссан альмера классик

  • более длительный срок службы покрышек;
  • высокая степень управляемости машины в поворотах и виражах;
  • стабильное поведение автомобиля на дороге;
  • более высокая отзывчивость машины на команды руля;
  • незначительное снижение расхода топлива;

Важность правильной установки развала схождения колес можно выразить двумя словами – безопасность и экономия. А потому, пренебрегать этой процедурой не стоит в любом случае.

Когда нужно делать сход-развал

Производители автомобилей не указывают в
инструкции по эксплуатации точных временных сроков или пробега. Некоторые для
самоуспокоения обращаются за услугой раз в 20-40 тыс. км. Обязательная
регулировка углов установки колес проводится после планового ремонта подвески и
вмешательства в ходовую часть, но здесь весомую роль играет марка, а также
модель транспортного средства, поскольку конструкции везде разные. Обязательна
корректировка после замены:

  • левой или правой шаровой опоры;
  • небольших рулевых наконечников;
  • стоек в сборе, соединенных со
    ступицами.


Шаровая
опора непосредственно влияет на наклон плоскости ступицы

В некоторых моделях машин регулировка углов
установки колес может понадобиться после замены ШРУСа или рулевой рейки. Если в
конструкции используется задняя полузависимая балка, то там углы стабильны и
при замене сайлентблоков балки или амортизаторов регулировка не требуется. В
таких автомобилях настраивается только развал передних колес для оптимального
взаимодействия с подвеской.

Стоит
знать! У машин с независимой многорычажной подвеской регулировка выполняется на
всех четырех шинах.

Кроме ремонтных работ, развал-схождение
потребуется проверить после попадания автомобиля в большую яму на скорости.
Удар способен сместить крепление и сбить регулировку углов. Еще при ударах
деформируются диски, поэтому диагностика поможет выявить верное направление для
ремонта. Среди признаков, указывающих на необходимость регулировки сход-развала
следующие:

  • автомобиль самостоятельно уходит с
    прямой траектории движения — водителю приходится подруливать;
  • шины визжат при маневрах;
  • теряется стабильность управления
    при смене дорожного покрытия;
  • вхождение в повороты дается с
    трудом — машина норовит выйти из заданного круга;
  • руль не возвращается
    самостоятельно в исходное положение после выхода из поворота;
  • заметен неравномерный износ
    покрышек по наружному или
    внутреннему краю.

Когда автомобиль получил серьезный удар при
лобовом столкновении, стоит проверить развал передних колес, поскольку ДТП
могло спровоцировать смещение угла, выставленного при регулировке.

А вот
смена шин, ступичных подшипников, стабилизаторов, тормозных дисков и
амортизационных пружин наоборот не требует обязательной регулировки, поскольку
эти элементы не влияют на положение ступицы.

Но за услугой можно обратиться по желанию,
чтобы быть спокойным.

Почему это важно

Можно долго копаться в теории, но важно знать, что неправильная регулировка углов вращения колес или пренебрежение оной приведет к тому, что покрышки сотрутся намного быстрее, чем полагается. Да и расход топлива существенно возрастет. Но это все мелочи по сравнению с потерей управляемости, сносом машины в сторону и, как следствие, риском попасть в ДТП на совершенно ровном месте.

Как понять, что у авто неправильная регулировка

При движении прямо происходит отклонение руля в сторону. Это основной показатель неправильного выставления углов колес на автомобиле. Отклонение может возникать вследствие таких причин:

  • высокий свободный ход переднего колеса (зазор в рулевом управлении);
  • машина также может иметь смещение задней оси, если развал-схождение был проведен только для передней оси;
  • достаточно большая разница в развале пассивных колес. Это когда одно колесо имеет положительное значение угла, другое — отрицательное;
  • большая разница в давлении ведущих и пассивных колес;
  • есть невидимый брак в ходовой части транспортного средства и его не нашли перед процедурой;
  • проблемы с шинами.

Аппаратура
Аппаратура для проверки развала

Увод в сторону транспортного средства при торможении

Еще один распространенный показатель неисправности. Это происходит при нарушении углов развал-схождения и продольного наклона, если они имеют различные знаки. В таком случае при нажатии на тормоз руль может поворачивать в сторону наименьшего угла продольного наклона стойки колеса. Кроме этого, при езде по прямой транспортное средство не ведет за счет сбитого параметра колес.

Неправильные регулировки сход-развала

На легковых автомобилях неправильной
регулировкой считается отклонение настроек углов на 0º30’ от нуля. Слишком
положительный или отрицательных сход-развал имеет негативные последствия как
для управления автомобилем, так и ресурса деталей. Например, резина начнет
стираться неравномерно. Если быстрее изнашивается наружная сторона, то владелец
машины это заметит во время подкачивания шины и отправится на регулировку.


Неравномерный
износ покрышки с наружной стороны

А вот при чрезмерном износе со внутренней
стороны водитель узнает о проблеме только при «переобувании» машины.
Тогда уже будет, возможно, поздно и придется потратиться на новые колеса. В
случае всесезонной резины проблема так и не будет выявлена, что приведет к
сильному истиранию беговой зоны и разрыву покрышки. Если это произойдет на
скорости 80-120 км/ч, машина станет неуправляемой и может случиться ДТП.

Читайте также:  Как настроить брелок сигнализации StarLine: установка времени, включение автозапуска и регулировка громкости. Сигнализация StarLine с автозапуском, инструкция по эксплуатации


Опасный внутренний износ

Кроме износа протектора неправильная
регулировка чревата плохой устойчивостью авто на дороге. Причем на сухом
покрытии машина держится нормально, а после первого дождя сцепление с асфальтом
ухудшается, что делает эксплуатацию небезопасной. В дальние поездки на таком
авто отправляться не стоит и нужно ехать в сервис для регулировки углов колес.

На переднеприводных авто с задней
многорычажной подвеской бывают диагональные вмятины на протекторе, поскольку
изменена геометрия подвески. Это случается при неправильной регулировке задних
покрышек с дисками, если автомобиль часто используется для транспортировки
больших грузов (овощи с дачи, стройматериалы). В таком случае требуется
правильное распределение нагрузки и разная настройка углов передних и задних
шасси.

Неверные
параметры схождения и развала вызывают дополнительный шум шасси. Это связано с
неполным прилеганием беговой зоны протектора к асфальту. Сопротивление качению
повысится и колеса начнут гудеть даже при 60-80 км/ч. На скорости 120-130 км/ч
шум будет слышно даже с закрытыми окнами.

Как часто следует выполнять + последствия

Обычно специалисты утверждают, что делать сход-развал нужно с интервалом 15 тыс. км на отечественных машинах и до 40 тыс. км на иномарках. При необходимости развал-схождение нужно проверять каждый год, лучше весной, когда приходит время «переобуть» резину.

Нарушения
Схематическое изображение нарушений в регулировке углов колес

Поводом для незапланированной проверки и регулировки углов колес может быть:

  • ремонт ходовой части;
  • изменение дорожного просвета машины;
  • если на автомобиль было установлено тяжелое оборудование весом от 100 кг;
  • автомобиль стало уводить в сторону;
  • замечен быстрый износ покрышек;
  • при выходе из поворотов руль не возвращается на место.

Результатом правильно выполненного развал-схождения будет:

  • высокая устойчивость на прямой и в поворотах;
  • легкое управление автомобилем;
  • снижение риска заносов;
  • меньший износ покрышек;
  • повышенная экономичность.

Следует обязательно обращаться в те сервисные центры, которые имеют в своем распоряжении компьютерный стенд для регулировки развал-схождения. На нем профессионал сможет обнаружить незаметные при стандартной проверке зазоры.

Развал-схождение: геометрические показатели

Развал-схождение относится к регулируемым параметрам. 

Главные геометрические показатели – это:

  • угол схождения,
  • угол развала, 
  • угол наклона колеса,
  • расстановка колёс и осей.

Какие углы бывают?

Геометрия колесной базы предусматривает несколько углов, при помощи которых задаются оптимальные условия для езды. Среди них:

  • Развал;
  • Схождение;
  • Кастер.

Развал это отношение расположения плоскости колеса к вертикальной оси. Существует три вида: отрицательный, положительный и нулевой. Если верхнее окончание колеса направлено внутрь, то это считается отрицательным развалом. Улучшает маневренность автомобиля в поворотах. Внутренняя часть покрышек изнашивается больше. Меньшее пятно соприкосновения способствует ухудшению управляемости при прямолинейном движении. Развал с положительным значением наоборот обеспечивает уверенное перемещение по прямой линии, но плохо влияет на маневрирование в поворотах. Сегодня заводскими настройками автомобилей, предназначенных преимущественно для городского передвижения, является отрицательный развал.

Виды развала колес
Виды развала колес

Схождение колес – угол по отношению плоскости колеса к продольной оси автомобиля. Если края шин «смотрят» друг на друга, то это положительный сход, наоборот – отрицательный. Данный параметр также влияет на поведение автомобиля, как и развал. Положительный показатель схождения предназначен для прямолинейного движения, отрицательный – для лучшего контроля в поворотах. Рекомендуемые параметры зависят от назначения автомобиля. При большом отрицательном показателе схода, при движении по прямой линии потребуется постоянное подруливание. Излишне положительное значение схождения сделает некомфортным прохождение затяжных поворотов.

Кастер является величиной отклонения ступицы вперед или назад относительно балки. Далеко не на каждом авто данный параметр можно регулировать. Положительная величина характеризуется наклоном стойки в сторону салона, а отрицательная – в противоположную. Большинство заводов использует положительный кастер, так как он снижает риск отклонения от траектории при отсутствии контроля руля.

Нужно ли делать развал-схождение при замене шаровых опор? 

РУУК – очень полезная для “здоровья” транспортного средства и обеспечения уровня безопасности процедура при замене шаровых опор.

При замене шаровых опор старые разбираются, образуется люфт и естественным путём изменяются геометрические параметры. Их нужно корректировать.

Подготовка машины к регулировке УУК

Перед регулировкой углов установки колёс стоит проверить состояние ходовой части автомобиля:

  • убедиться в отсутствии люфтов ступичных подшипников;
  • осмотреть рулевые наконечники, тяги, рычаги подвески, колесные диски на предмет механических повреждений и деформаций;
  • оценить состояние сайлентблоков и пружин подвески;
  • проверить свободный ход рулевого колеса.

Выше упоминалась особенность регулировки развала у грузовых автомобилей: на них выставляют положительный развал, который за счет последующей загрузки кузова приводится к оптимальному нулевому положению. Для легковых автомобилей вопрос груза в багажнике тоже актуален: набитая битком машина может ощутимо просесть, что обернется некорректной регулировкой УУК. Поэтому перед заездом на стенд автомобиль необходимо избавить от лишней поклажи.

Перед регулировкой также следует проверить давление в шинах и при необходимости привести его в норму. Читайте в отдельной статье, как сделать это правильно.

Преимущества настроенного параметра

Если на автомобиле правильно отрегулирован развал-схождение колес, то у него хорошая курсовая устойчивость и минимальные отклонения от прямолинейности движения. Машина отлично управляется, имеет маневренность. При движении водитель не устает. Хорошо выставленный параметр снижает риск заносов и опрокидывания авто в случае экстремальных ситуаций. Также машина имеет отличный накат, экономится топливо, а шины изнашиваются минимально.

Как понять, что регулировка углов установки колес (передних или задних) неправильная?

Неправильный сход-развал дает о себе знать следующими признаками:

  • Колеса «визжат» при прохождении поворотов даже на небольшой скорости.
  • Чтобы автомобиль двигался прямо, руль нужно немного отклонить влево или вправо.
  • Если Вы отпустите руль, то машина начнет двигаться вправо или влево.
  • Резина очень быстро изнашивается.
  • Руль плохо возвращается в первоначальное положение после прохождения поворота.

3D-стенды

Это поколение устройств значительно изменило привычную работу автосервисов. На колеса авто устанавливают специальные насадки. Информация с них после прокатывания машины вперед и назад считывается камерами. Далее результаты сравниваются с номинальными значениями.

Затем показатели выводятся на монитор компьютера с подсказками по тому, как выполнять ту или иную регулировку. Технология позволила увеличить не только скорость работы, но и качество настройки.

сход развал это

Вначале, после появления, эти стенды были очень дорогими. Купить их могли далеко не все. Еще совсем недавно цена такого комплекса достигала 20 тысяч долларов. Сегодня стоимость стенда упала на треть. Но все равно такая услуга — не из дешевых.

Что такое кастер (кастер или кастор)?

Кастор – производные английского слов caster или castor. Стоит отметить, что оба произношения слова будут правильными. На территории постсоветских стран принято произносить кастор.


Компьютерный стенд для регулировки развала-схождения колес

Блоки обработки данных с компьютером, экраном
и цифровыми камерами позволяют наиболее точно определить схождение или развал
колесного диска по отношению к кузову. Благодаря считыванию оптикой на
компьютере строится 3D модель и видны любые отклонения от нормативов, которые
обозначаются на экране как визуально — рисунком, так и в цифрах. Крепить к
колесам нужно только небольшие мишени. Сбор информации происходит сразу с
четырех шасси — заезжать последовательно передом или задом на машине не нужно.
Но стоит такое оборудование дороже других, хотя быстро окупается за счет
высокой скорости обработки данных и востребованности со стороны клиентов.


Построение
3D модели развала схождения на компьютере

Процедура проводится в такой
последовательности:

  1. Автомобиль
    загоняется на стенд и оставляется с ровным положением колес.
  2. К покрышкам
    фиксируются мишени. Установка происходит непосредственно на шины, поэтому
    краска на дисках не повреждается.
  3. Включаются
    одновременно четыре камеры на стойке, собирающие всю информацию.
  4. Настраиваются
    мишени, для чего машина немного прокатывается.
  5. Блок
    управления сообщает о развале и схождении на левой и правой стороне
    автомобиля, а также определяет угол тяги движения.

Нормальные значения отображаются зеленым
цветом, а красные — указывают, что нужно регулировать. Вся процедура проверки
занимает не более 10 минут. Если в фактических данных есть отклонения от нормы,
то каждое колесо поочередно ослабляется (крепления рычагов подвески) и
регулируется до выхода значений в зеленый диапазон. Для отчетности можно сразу
распечатать результаты проверки на принтере.


Компьютер
подсвечивает красным сторону, нуждающуюся в регулировке

На что влияет сход-развал?

Правильно отрегулированный угол колес обеспечивает Вашему автомобилю устойчивость на любом покрытии и образцовую управляемость. Также минимизируется износ шин, снижается вероятность заноса и повышается топливная экономичность.

Последствия неправильного развала-схождения

Неопытные автолюбители нередко решают справиться с проблемой самостоятельно. Специалисты крайне не рекомендуют так делать, поскольку от Ваших действий зависит безопасность всех участников дорожного движения.
Если на сухом полотне авто остается более-менее управляемым, то на мокром или обледенелом покрытии его сильно «заносит» вправо и влево. Чтобы удержать машину, приходится постоянно корректировать направление движения рулевым колесом. Такое непредсказуемое поведение существенно повышает вероятность ДТП. Кстати, неправильная настройка углов колес довольно часто становится причиной выезда транспортного средства на встречную полосу и серьезных аварий.
Настройка углов колес

Оборудование

Все необходимые регулировки можно выполнять в гараже с помощью подручных средств, если нужно быстро сделать сход-развал после замены шаровых. Для точной регулировки в гараже понадобится отвес, транспортир и линейка. Но лучше воспользоваться услугами СТО. Там более точное и современное оборудование для схода-развала.

Раньше у гаражных мастеров пользовалась популярностью специальная линейка для регулировки схождения. Она и сейчас кое-где применяется – это удобно и не требует особых навыков. Линейка эта пользовалась популярностью еще и потому, что ее можно было изготовить из всего, что есть под руками.

Когда следует проверить?

Опытные автовладельцы точно знают, что после любых манипуляций, связанных с заменой деталей в подвеске и ходовой части авто, нужно как минимум проверить углы. Для начинающих рекомендуется проверять и посещать стенд сход-развала после следующих операций:

  • Это замена элементов рулевого управления. К ним относят тяги, наконечники, шаровые опоры, маятниковый рычаг, рейку или редуктор. Также рекомендуется выставлять углы после замены рычагов, сайлентблоков, пружин, амортизатора и стоек.
  • Сход-развал колес обязателен после любых операций, в которых изменялся клиренс авто. Это может быть установка на автомобиль прокладок под пружины, монтаж длинных или коротких пружин, изменения, связанные с заменой амортизатора. сход развал после замены шаровых

Проверить данный параметр стоит, если автомобиль изменил свое поведение. Так, часто признаками неверных углов является увод машины в сторону или изменение положения руля при движении прямо. Если машина плохо держит дорогу, появилась запоздалая реакция на поворот руля, тянет в сторону при торможении, то все это сигналы к тому, что необходимо срочно посетить СТО.

Нужно ли делать сход-развал после замены покрышек с летних на зимние и наоборот? Специалисты утверждают, что это не обязательно. Но это нужно, если шины изнашиваются очень быстро.

развал это

В целом, настройка углов необходима после вмешательства в рулевую систему и подвеску. Во всех других случаях посещать стенд сход-развала не обязательно.

Нужно ли делать развал схождение после замены амортизаторов?

А вот после замены амортизаторов  РУУК – необязательная процедура, хотя автовладельцы как-раз часто воспринимают замену амортизаторов в качестве прямого стимула отправиться сделать сход-развал.

Дело в том, что хоть эти автозапчасти не оказывают прямого влияния на рулевое управление. У них нет «власти» над рулевыми тягами. 

Компьютерные комплексы

Затем технологии пошли еще дальше, и доставка информации от колес авто к монитору стала беспроводной, в отличие от лазерных установок. Кабели доставляли в процессе работы массу неудобств. В случае с беспроводным оборудованием на каждое колесо устанавливается специальный прибор, который и показывает углы. При таких замерах каждое из колес вывешивается и прокручивается вместе с датчиками. Это делается, чтобы компенсировать биения. На эти процедуры нужно затратить небольшое время.

Можно ли сделать самостоятельно

Узнать, верны ли углы колес развала и
схождения машины можно и без сложного оборудования, но результат будет лишь
приблизительным, а процесс долгим. Такие меры оправданы только при наличии
свободного времени, да и то, только чтобы убедиться в необходимости посещения
СТО для полноценной регулировки.

При
самостоятельной регулировке шансы все
сделать правильно невелики.

В домашних условиях, чтобы проверить развал и
узнать правильность схождения, установите руль в ровное положение. Затем выполните
следующее:

  1. На внешней
    стороне шины сделайте мелом узкие вертикальные метки в самой крайней части
    вверху и внизу. Давление в покрышках должно быть везде одинаковым.
  2. Строго по
    центральной оси этих меток приложите отвес. Это может быть обычная нитка с
    грузиком на конце. Точка опоры — это крыло машины.
  3. Дождитесь
    остановки колебания отвеса и измерьте рулеткой расстояние от нитки до
    метки.
  4. Действие
    выполняется на всех четырех шасси, а данные записываются, чтобы не забыть
    и ничего не перепутать. Так вы определите развал.
  5. Затем сдвиньте машину на 40-90
    см (зависит от диаметра дисков на машине), чтобы метки повернулись на 90º.
    Теперь они расположены на одной горизонтальной линии.
  6. Произведите
    снова замеры, приложив отвес к одним и тем же точкам кузова со всех
    сторон. Так вы определите схождение.

Отклонение данных до 3 мм теоретически
допустимо, хотя и не желательно. Свыше 3 мм развал или схождение настроены
неверно (в зависимости от того, где были отклонения — по горизонтали или по
вертикали). Для более точной проверки своими руками используют деревянные
рейки, привязываемые к колесным дискам машины.


Пример
крепления рейки на колесо

Это особенно эффективно для автомобилей с
задней полузависимой подвеской, которая всегда сохраняет ровное положение
колес. От задней рейки с саморезом натягивают нить так, чтобы она отступала от
планки на 2 см. На рейке спереди необходимо предусмотреть тоже саморез и
закрепить нить строго на расстоянии 2 см от нее. Это позволит наглядно увидеть
схождение. Для более точного результата используйте деревянный брусок толщиной
2 см. Проведя им вдоль планки получится заменить отклонения в схождении,
поскольку нить будет либо плотно прилегать к нему, либо отходить от него.


Ориентация по бруску

Практика:

  • Выйдя с конвейера, большинство транспортных средств имеют нулевой развал. 
  • Чуть для меньшего количества транспортных средств характерен отрицательный развал.  Это в основном – гоночные машины. Отрицательное значение угла получает максимальный контакт колес с дорогой. Для гонщиков это приоритет №1. Правда, износ шин – колоссальный. Из-за этого это не вариант для «рядовых» автомобилей. Непрактично. Но в соревнованиях, когда важна, в первую очередь, скорость, нужный эффект легко получить. Для дрифта идеальней не придумать.
  • Положительный развал уходит в прошлое. В 21-м веке автомобили с такими геометрическими параметрами не выпускаются, хотя в 80-е годы 20-го века с такими параметрами с конвееров сходил даже коммерческий транспорт. Яркий пример – знаменитые грузовики Tatra 815 с хребтовой рамой. Но в восторге от них часто были не автопарки, а…опять-таки шиномонтажники. Износ резины у них был предельно неравномерным, и для мастеров всегда находились заказы.
Читайте также:  Двигатель своими руками паровой: подробное описание, чертежи. Паровой двигатель своими руками

Оптический стенд

Но постоянно придумываются все новые и новые системы, позволяющие облегчить человеческий труд. Со временем линейка сменилась оптическим оборудованием. Несмотря на активную рекламу 3D-компьютерных стендов, агрегаты типа СКО-1 используются на некоторых станциях. Кстати, данный прибор выпускается и сегодня, хотя разработан он был в середине прошлого столетия.

Затем появился новый прибор – оптический СКО-1М. В базовой комплектации система позволяет замерять углы с колесами диаметром от 18’.

Как выбрать СТО

Многие станции технического обслуживания могут заверять, что ими предоставляется качественная настройка развал-схождения. Однако если мастер только что пригнанное авто сразу ставит на стенд и начинает настройку – можно свободно прерывать процедуру, и искать другое СТО.

Дело в том, что правильный угол наклона колес невозможно установить при неисправной подвеске машины. По этой причине профессионал вначале убедится, что данная система в авто исправна. В результате диагностики часто выявляются скрытые проблемы, которые впоследствии повлияют на положение колес.

Только после того, как мастер проведет диагностику подвески и ходовой части, он приступает к настройке развал-схождения. Исправные детали имеют минимальный люфт (а в некоторых он вообще должен отсутствовать). В противном случае угол положения колес будет выставлен некорректно (если вообще на неисправной ходовой у мастера получится это сделать).

По этим причинам перед тем, как дать специалистам приступить к настройке машины, следует уточнить, делают ли они диагностику ходовой части или нет.

И еще один нюанс. Если водитель долгое время ездил на машине со сбитым развалом, то покрышки на ней уже успели износиться. Бывает так, что после качественной настройки машина все равно ведет себя нестабильно. В этом случае следует обратить внимание на качество резины, а в идеальном варианте – заменить ее на новую.

О том, как можно сделать развал-схождение в домашних условиях, смотрите в следующем видео:

Развал — Схождение. Дедовским способом своими руками. Сход Развал без СТО Смотрите это видео на YouTube

Набор компромиссов

Каждый из описанных выше параметров существенно отражается как на поведении машины на дороге, так и на ощущениях водителя от езды. Например, развал отвечает за максимальную площадь пятна контакта шины с дорожным покрытием, а значит, и за устойчивость в поворотах. По этой причине его обычно делают слегка отрицательным (но есть и исключения, например гоночные машины).

Геометрия движения: что такое развал-схождение и зачем за этим следить

Схождение тоже здорово влияет на управляемость: если оно положительное, то подвеска лучше стабилизируется при езде по неровной дороге и на высоких скоростях, а если отрицательное, то машина намного «четче» и точнее управляется. Правда, во втором случае быстрее изнашивается резина, а все шероховатости на дороге прямо-таки «бьют» водителя по рукам.

В общем, варьируя значения углов установки, можно добиться либо железобетонной стабильности автомобиля при маневрировании, либо отменной управляемости. Получить и то и другое, увы, невозможно.

Замена сайлентблоков: нужен ли сход развал?

У ряда автомобилистов возникает вопрос: а нужен ли РУУК при замене сайлентблоков.

Давайте разбираться: если замене подлежат сайлентблоки реек (рулевой, задней), передней оси, параметры сход-развала всегда отклоняются от нормы. И корректировать их нужно обязательно.

Порой возникает такая ситуация, что РУУК автомобилист выполняет регулярно, а с заменой сайлентблоков медлит. Это недопустимо. РУУК в том случае «адаптивен» не под норму, а под деформации, которые неизбежны из-за состарившихся сайлентблоков.

Что в итоге? Выброшенные деньги на ветер. Ведь сайлентблоки всё-равно придётся менять, а развал-сход делать повторно.

Виды основных углов установки колес автомобиля

Параметр Ось автомобиля Регулируемый параметр На что влияет
Угол развала колес (Camber) Передняя Задняя Да (зависит от автомобиля) Устойчивость движения в повороте Преждевременный износ шин
Угол схождения колес (Toe) Передняя Задняя Да Устойчивость при прямолинейном движении Преждевременный износ шин
Поперечный угол наклона оси поворота (KPI) Передняя Нет Стабилизация автомобиля при движении
Продольный угол наклона оси поворота (Caster) Передняя Да (зависит от автомобиля) Стабилизация автомобиля при движении
Плечо обкатки Передняя Нет Стабильность автомобиля при торможении Стабилизация автомобиля при движении

Теория:

  • Чтобы представить нулевой развал, представьте, что через центр колеса проходит перпендикулярная линия.
  • Направление верхнего колеса в сторону центра машины характерно для отрицательного развала.
  • Если же верхний край колес направлен наружу, то  речь идёт о положительном угле развала. 

Как регулируется развал схождение?

Если работы выполняются традиционным способом, то рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

  • Поднимите автомобиль на домкрате.
  • Проверьте геометрию подвески. 
  • В случае проблем с подвеской – замените «нездоровые» детали, то есть осмотрите подвеску на предмет износа и трещин. Если никаких патологий не обнаружили идем дальше, если обнаружили, замените износившийся элемент, иначе наши усилия пройдут зря.
  • Для ослабления развала вращайте эксцентрик и ослабьте контргайку (приём актуален для большинства современных транспортных средств).
  • Измерьте результат развала.
  • Для настройки схождения ослабьте тягу контргайки. 
  • Измените длину контргайки путем её вращения
  • Затяните крепления.
  • Опустите авто.

Работы всегда рекомендуется начинать с настройки развала, а не со схождения. Потому что при коррекции схождения на развал вы не повлияете, а если поступите наоборот, то в случае ошибок, допущенных на начальном этапе, все настройки «полетят».

Во время работ обязательно контролируйте давление в шинах. Важна его полная стабильность.

Если же используются 3D-стенды, то важно понимать, тут механизм следующий:

  • сначала определяется пространственная ориентация осей вращения колес автомобиля (и несмотря на наличие хорошей техники шиномонтажнику важно чётко понимать суть геометрических параметров),
  • далее в процесс включаются непосредственно 3D-стенды, огромное достоинство – возможность достичь синхронной компенсации.

Что такое поперечный угол наклона оси поворота

Этот параметр играет свою роль на малых скоростях для самовыравнивания колес – в таких режимах кастер еще не оказывает влияния на стабилизацию. Из-за поперечного угла наклона оси поворота можно наблюдать, как при повороте колес передняя часть машины чуть приподнимается. Особенно это заметно из салона при вращении руля. Но, стоит тронуться с места и передние колеса под весом автомобиля начнут стремиться к прямолинейному положению. Данный параметр конструктивно запрограммирован и не регулируется.

Расстановка осей и колёс

Под расстановкой осей подразумевают интервал между серединой передней оси и серединой задней оси. 

Под расстановкой колёс подразумевают интервал между серединами колес конкретной оси.

Чем выше величина параметра расстановки осей, тем больше пространство салона. Чем меньше величина этого параметра, тем выше маневренность.

Почему необходимо регулировать развал-схождение

При попадании колеса в крупную яму или после даже небольшого ДТП некоторые элементы подвески и ходовой части автомобиля смещаются. Конечно, коэффициент смещения напрямую зависит от силы удара.

Развал-схождение необходимо делать, даже если водитель ездит аккуратно и никогда не попадал в аварии. Если не выполнять подобные настройки, автомобиль будет нестабильным. И это лишь вершина айсберга.

Дело в том, что потеря стабильности машины повышает риск возникновения аварийной ситуации. Также неправильно выставленный (или смещенный) развал-схождение на прямых участках дороги будет уводить авто в сторону. Чтобы сохранять положение транспорта в полосе движения, водитель будет выворачивать руль в нужную сторону. Результат – неравномерный и сильный износ покрышек.

В некоторых случаях машина ведет себя на дороге крайне нестабильно – виляет по сторонам, и ее приходится постоянно «ловить». О длительном ресурсе резины колес и в этом случае можно забыть, потому что колеса не имеют должного пятна контакта с асфальтом. Известны случаи, когда между заменой новых покрышек не проходило и 20 тысяч километров.

Углы колес непосредственно влияют на комфорт и безопасность движения. Если параметры далеко отличаются от заводских — подвеска будет жить своей жизнью и неправильно реагировать на управление водителем. Проблемы, которые возникают при сбитых углах:

  • автомобиль сходит с колеи, уходит в сторону, требуется постоянное подруливание, что нередко приводит к ДТП;
  • на высокой скорости авто кидает;
  • повышается износ шин и деталей подвески;
  • расход топлива увеличивается на 5-10%.