Назначение радиатора

Изучая, что такое радиатор, необходимо вникнуть в суть устройства двигателя автомобиля. Мотор представляет собой систему, внутри которой благодаря электрической искре происходит возгорание топливной смеси. При этом в цилиндрах наблюдается образование тепловой энергии, которая впоследствии преобразовывается в механическую движущую силу машины. Она действует в момент старта автомобиля.

что такое радиатор

Имея такое устройство, двигатель быстро нагревается. Уровень поднятия температуры требует постоянного контроля. Если нагрев превысит допустимое значение, мотор перегреется и перестанет работать. Чтобы избежать подобного исхода, применяется система охлаждения. Ее частью и является радиатор.

Читайте также:  Как легко выполнить замену любой лампы на Renault Logan

Это оборудование отводит тепло от жидкости системы охлаждения. В зимний период радиатор печки нагревается от тепла двигателя. Жидкость перед тем, как вернуться в систему охлаждения, воздействует на нее. Так нагревается салон. Поэтому замена радиатора печки также периодически требуется при эксплуатации автомобиля.

Система охлаждения: что такое

Многие автолюбители задаются вопросом – система охлаждения: что такое?

Система охлаждения предназначена для охлаждения деталей двигателя, нагреваемых в результате его работы. На современных автомобилях система охлаждения, помимо основной функции, выполняет ряд других функций, в том числе:

  • нагрев воздуха в системе отопления, вентиляции и кондиционирования;
  • охлаждение масла в системе смазки;
  • охлаждение отработавших газов в системе рециркуляции отработавших газов;
  • охлаждение воздуха в системе турбонаддува;
  • охлаждение рабочей жидкости в автоматической коробке передач.

В зависимости от способа охлаждения различают следующие виды систем охлаждения: жидкостная (закрытого типа), воздушная (открытого типа) и комбинированная. В системе жидкостного охлаждения тепло от нагретых частей двигателя отводится потоком жидкости. Воздушная система для охлаждения использует поток воздуха. Комбинированная система объединяет жидкостную и воздушную системы.

Ремонт своими руками

Основная не трудная диагностика — это проверка уровня жидкости в бачке.

как отремонтировать радиатор охлаждения
Если долго не менять ОЖ (чем качественная, тем ее можно реже менять), появляется налет на внутренних стенках каналов.
ремонт радиатора системы охлаждения своими руками
Загрязненные каналы уменьшают площадь сечения и затрудняю циркуляцию.

Порядок промывки радиатора:

  1. Отсоединить нижний патрубок.
  2. Заливать обычную воду через горловину. Желательно воду подавать под большим давление.
  3. Некоторые делают разъединение радиатора, отпаивают верхний и нижний бачки радиатора, после чего чистят механическим путем.

Техника безопасности! Если двигатель горячий, открывать крышку радиатора запрещено, так как можно получить ожог кипятком или паром.

Автомобильный медный радиатор, или алюминиевый?

Радиатор нагревает воздух в системах отопления, кондиционирования и вентиляции. Охлаждает в системе рециркуляции отработанные газы, масло, которое находится в системе смазки, воздух системы турбонаддува и рабочую жидкость в случае с автоматической КПП. Существует несколько видов систем охлаждения: жидкостная, воздушная и комбинированная. В первом случае охлаждение происходит за счет потока жидкости, во втором –посредством воздуха, ну, а в третьем, соответственно, идет объединение воздушной и жидкостной систем.

Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливается сердцевина современных радиаторов, является алюминий. Это обосновано тем, что автомобильные алюминиевые радиаторы охлаждения очень легкие, а их стоимость значительно ниже, чем медных. Однако они обладают очень малой теплопроводностью и подвержены коррозии. Автомобильный медный радиатор имеет больше достоинств, среди них: устойчивость к коррозии, высокий КПД, отличная теплопроводность. Также он является более прочным и, соответственно, долговечным. Но главный недостаток – высокая стоимость.

Еще до недавнего времени пользовались спросом радиаторы, сделанные из стали, однако из-за ее низкой теплопроводности, которая в четыре раза меньше, чем у алюминия, эти варианты сегодня практически нигде не встречаются.

Устройство радиатора

Радиатор состоит из металлических многослойных пластин и трубочек. Благодаря такому устройству у прибора увеличивается площадь соприкосновения с атмосферным воздухом. Сам же прибор расположен чаще всего в передней части машины под капотом. Во время движения автомобиля радиатор способен пропускать через себя много воздуха.

как снять радиатор

Радиатор имеет несколько основных элементов. В первую очередь — это сердцевина. Она составляет охлаждающий отсек. Также у конструкции есть бачки (коробочки) с патрубками. Есть у них вид верхний и нижний. Радиаторы имеют в сердцевине овальные трубки из латуни. Они расположены в шахматном порядке. Трубки соединены с ребрами.

Верхняя коробка имеет горловину, а нижняя – кран. Он сливает жидкость для охлаждения. Она проходит через весь двигатель, забирая излишнее тепло и вынося его в радиатор. Здесь антифриз снова охлаждается.

Какие функции выполняет радиатор в машине

Чугун

Чугун состоит из углерода и железа. Процентное соотношение углерода может составлять до 6% и более. На свойства материала влияет наличие примесей в составе: марганца, серы, кремния и др. В зависимости от количества примесей различают три основных вида чугуна:

  • белый – в основном применяется для производства стали;
  • серый – вязкий металл, хорошо поддающийся обработке, используется в машиностроении и производстве различных конструкций, работающих в условиях повышенной интенсивности;
  • легированный – так называют чугун, в состав которого добавляют элементы для повышения его основных характеристик: прочности, износостойкости и т.д.

Чугун используется для производства литых конструкций и деталей, эксплуатируемых в условиях невысокой динамической нагрузки. Материал хорошо обрабатывается и стоит дешевле стали (этим объясняется доступная цена радиаторов отопления).

Первый радиатор был отлит из чугуна в середине XVIII века. Позднее оборудование получило широкое распространение в Европе и России и пользуется спросом до сих пор, несмотря на развитие технологий по производству радиаторов из других материалов.

Одно из преимуществ чугуна, которое сделало его популярным материалом для производства батарей отопления – это высокая стойкость к коррозии. После установки поверхность радиатора покрывается сухой ржавчиной, что тормозит дальнейшее проникновение коррозии.

Стенки радиаторов из чугуна очень толстые, это повышает вес и прочность изделия, а также значительно продляет срок его службы. Еще один плюс – это неприхотливость к теплоносителю. Наличие примесей в воде не вредит батарее изнутри, материал сложно повредить поэтому чугунные радиаторы обеспечивают стабильную работу отопительной системы на протяжении долгого времени, не требуя замены (до 50 лет).

Высокая масса радиаторов обеспечивает отличную теплоемкость и инерционность, сглаживая изменения температурного режима в помещении. При длительной эксплуатации (более 40 лет) может возникнуть разрушение чугунных ниппелей. За счет пористости и шершавости чугуна на внутренних стенках радиаторов со временем образуется налет, что приводит к потере теплоотдачи.

Регулировка температуры охлаждающей жидкости

За поддержание постоянной температуры в системе охлаждения двигателя отвечает термостат. Данный элемент распределяет движение охлаждающей жидкости по контурам. Эти контуры называются малый и большой круг. Рубашку двигателя можно считать малым кругом, движение потока через радиатор-большой круг. Возникает такая ситуация, когда охлаждения наружным воздухом при движении ОЖ по большому кругу в жаркую погоду или при нагрузках оказывается недостаточно. Чтобы обеспечить эффективный отвод нагретого воздуха и поддерживать постоянную температуру охлаждающей жидкости дополнительно устанавливается один или целый ряд вентиляторов. Такие вентиляторы могут иметь механический привод (вискомуфту) или электрический привод.

Регулирование теплового режима «шторкой»

Жидкостная система охлаждения двигателя внутреннего сгорания может быть оснащена двойным регулированием теплового режима. Первым регулятором выступает термостат, о котором мы уже говорили. Вторым терморегулирующим элементом становится шторка-жалюзи.

Устройства с двойным регулированием конструктивно имеют жалюзи, установленные непосредственно перед радиатором. Благодаря такому решению в сильные морозы радиатор можно прикрыть, уменьшив интенсивность обдува наружным воздухом. Отвод тепла снизится, а само тепло можно более эффективно использовать для поддержания рабочей температуры ДВС и интенсивного отопления салона автомобиля.

Жалюзи представляют собой пластины из металла, которые соединены между собой шарнирами. Эти шторки могут иметь вертикальное или горизонтальное расположение перед устройством. Управление таким решением осуществляется рукояткой из салона автомобиля, а также может быть реализовано автоматически в отдельных конструкциях. Принцип действия механического устройства заключается в том, что задвигая или вытягивая рукоять в салоне, водитель осуществляет поворот пластин. Происходит изменение щели между жалюзи и происходит регулировка интенсивности обдува радиатора воздушными потоками. Результатом становится воздействие на температуру охлаждающей жидкости.

В условиях предельно низких температур на капот и радиаторную решетку дополнительно крепят специальный утеплительный чехол. Такой чехол изготовлен из водонепроницаемой пожаробезопасной ткани. Указанные меры способствуют поддержанию рабочего теплового режима двигателя в необходимых рамках.

Читайте также:  Как убрать запах бензина? Несколько способов, как убрать запах бензина и солярки из салона автомобиля

Установка дополнительного радиатора

Появление мощных высокофорсированных атмосферных и турбодвигателей, которые работают в самых разных режимах нагрузки, поставило перед разработчиками задачу установить дополнительные устройства охлаждения. Инженеры реализовали параллельную установку дополнительного радиатора. Такое решение получило свой отдельный электрический вентилятор. Не стоит путать дополнительный радиатор охлаждения с интеркулером, который устанавливается для охлаждения сжатого воздуха в системах с турбонагнетателем.

Автомобильные радиаторы

  • Каждый легковой (и не только) автомобиль в своем подкапотном пространстве содержит как минимум один радиатор охлаждения. В некоторых моделях авто можно встретить два радиатора. Один из них называется основным, а второй – конденсором (радиатором кондиционера). В этой статье будет подробно рассказано об устройстве и принципах работы каждого из них.

    Основной радиатор

    Двигатели внутреннего сгорания могут охлаждаться двумя способами: воздушным и водяным. Воздушным охлаждением обычно оснащены маломощные моторы. Такой тип охлаждения имеет ряд недостатков. Применяется обычно на скутерах и маломощных мотоциклах.

    Наиболее эффективным (а потому и популярным) считается жидкостное охлаждение мотора, которым оснащаются теперь все автомобили.

    Главной частью водяного охлаждения является радиатор, он и поддерживает рабочую температуру ДВС (от 80 до 100 С), и защищает его от перегрева. Стоит отметить, что при перегреве силового агрегата в результате недостаточного его охлаждения он может заклинить, после чего без капительного и дорогостоящего ремонта уже не обойтись.

    Поговорим о принципе действия охлаждающей системы. Водяной насос (помпа) перемещает охлаждающую жидкость по замкнутой системе. Жидкость, используемая для охлаждения, (антифриз) циркулируя в стенках цилиндров и блока, забирает на себя выделяющееся тепло, и этим отводит его от металлических частей мотора. Далее антифриз отходит в радиатор, и, нагревая его, отдает тепло в окружающую среду, а далее жидкость, потерявшая значительную часть температуры, продолжает свое циркулирование по кругу.

    Можно сказать, что радиатор это своего рода теплообменник или устройство для охлаждения жидкости. Чтобы охлаждение было более эффективным, радиатор устанавливают в передней части автомобиля, что позволяет принимать ему на себя сильный поток холодного встречного воздуха. Благодаря этому теплообменный процесс ускоряется.

    Читайте также:  Двигатель не прогревается до рабочей температуры: причины плохого прогрева и их устранение

    Для дополнительной подстраховки от перегрева двигателя радиатор охлаждения снабжается вентилятором, и когда встречного потока воздуха недостаточно (например, передвижение в пробке) и температура антифриза начинает приближаться к критической, специальный датчик включает его. Кстати – принцип работы датчика обратный, он удерживает вентилятор от работы, и если датчик выйдет из строя – вентилятор будет работать постоянно, что не даст двигателю перегреться. На некоторых автомобилях установлены сдвоенные вентиляторы (все зависит от мощности двигателя, его объема и типа).

    Как уже было сказано выше – в роли охлаждающей жидкости в легковом автомобиле выступает антифриз (название, пришедшее к нам со времен СССР – «тосол»). Некоторые горе-автолюбители в целях экономии денежных средств заливают в систему охлаждения обычную водопроводную воду, что крайне недопустимо для длительного использования. Все дело в том, что такая вода содержит примеси и соли, которые начинают отлагаться на стенках системы охлаждения, тем самым постепенно загрязняя и забивая ее, тем самым сокращая срок ее службы. Даже если заливать чистую дистиллированную воду, то система будет загрязняться появившейся ржавчиной. Стоит запомнить – использовать в качестве охлаждающей жидкости в вашем автомобиле стоит лишь только то, что рекомендовано заводом-изготовителем в техкниге к вашему авто.

    Существуют различные конструкции радиаторов для легковых автомобилей. В настоящее время широкое распространение получили ленточные и пластинчатые радиаторы, но вторые, обладая худшими параметрами теплообмена и относительно большим весом, все реже и реже используются автопроизводителями, и скоро исчезнут с автоконвееров, будучи полностью вытесненными ленточными.

    Ленточные радиаторы изготовлены, как правило, из алюминия, а, как известно – этот металл имеет замечательные теплопроводные показатели, что делает работу всей охлаждающей системы более эффективной. Именно поэтому на новых автомобилях в подавляющем большинстве случаев установлены именно они.

    Радиатор кондиционера

    Сложно представить себе современный легковой автомобиль без системы кондиционирования воздуха в салоне. Все большее количество автомобилистов выбирает новые авто, оснащенные кондиционером или климатической системой. Все большее количество базовых комплектаций автомобилей имеют как минимум кондиционер.

    Важной частью автомобильной системы кондиционирования является радиатор кондиционера (он же – конденсор).

    Работа конденсора схожа с работой основного радиатора: высокотемпературный фреон, находящийся в газообразном состоянии преобразовывается в жидкий внутри радиатора кондиционера, и он же производит отвод тепла во внешнюю среду.

    Также как и основной радиатор, конденсатор расположен в передней части авто (обычно даже перед основным радиатором), и также он оборудован вентилятором, защищающим систему от перегрева при работе на неподвижностоящем автомобиле.

    Обслуживание автомобильных радиаторов

    Во время езды, особенно на приличной скорости, оба автомобильных радиатора испытывают экстремальные нагрузки, которые создаются воздействием на них окружающей средой. Если автомобиль оборудован кондиционером, то нагрузку первым принимает на себя конденсор (выше уже было сказано, что он стоит перед основным радиатором). Хотя автомобиль и оборудован радиаторными защитными решетками, но соль, грязь, дорожная химия и т.д. все равно попадают на соты радиатора. Из-за этого падает эффективность работы системы охлаждения, а в некоторых случаях соль просто разъест со временем и выведет из строя радиатор.

    Именно поэтому первой рекомендацией по обслуживанию автомобильных радиаторов можно назвать их периодическую внешнюю промывку и очистку от налипшей грязи.

    Далее стоит напомнить о том, что уровень охлаждающей жидкости нуждается в постоянном контроле и периодической доливке (в случае необходимости). Но, если жидкость постоянно уходит, то стоит искать проблему, а не доливать постоянно антифриз. Нормальным считается сезонное уменьшение антифриза в пределах 100-150 грамм, так как зимой с наступлением морозов жидкость просто уменьшится в объеме. Это касается только основного радиатора.

    Радиатор кондиционера также теряет за год до 20% заправленного в него фреона при активном использовании, и также нуждается в периодической дозаправке на специальном сервисе.

    Как выбрать автомобильный радиатор

    Читайте также:  Обзор и характеристики телефона Huawei Honor 7A

    Выбор любого автомобильного радиатора (как основного, так и кондиционера) вопрос весьма важный и требующий к себе ответственного подхода. Стоит помнить, что система охлаждения легкового автомобиля неотъемлемо связана с функционированием силового агрегата, и от ее работы зависит срок его службы.

    Радиатор должен быть способен выдерживать большое давление находящихся в нем жидкостей и газов в течение длительного срока. Некачественный радиатор очень скоро начнет пропускать антифриз в местах некачественных швов и соединений. Не все радиаторы обладают такими свойствами. Рынок наводнен дешевым китайским ширпотребом, а срок его службы может, к сожалению, продлиться меньше года, а может и нет. Дешевый радиатор это как лотерея «повезет — не повезет». Но платя деньги за товар, не хотелось бы принимать участие в лотерее. Поэтому выбирая радиатор для своего «железного коня» выбирайте продукцию ведущих фирм, таких как Nissens, AVA, NRF. Помните – скупой платит дважды, и за радиатор, и за работу, и за антифриз.

    Видео о системе охлаждения двигателя. Принцип работы:

  • Компоненты

    Рубашка головки и блока цилиндров

    представляют собой каналы, отлитые в алюминиевом или чугунном изделии. Каналы герметичны, а стык блока и головки цилиндров уплотнен прокладкой.

    Насос охлаждающей жидкости

    лопастной, центробежного типа. Приводится во вращение либо ремнем ГРМ, либо ремнем привода вспомогательных агрегатов.


    Насос охлаждающей жидкости двигателя Chevrolet Lacetti

    Насос охлаждающей жидкости двигателя Chevrolet Lacetti

    Термостат

    представляет собой автоматический клапан, срабатывающий при достижении определенной температуры. Он открывается, и часть горячей жидкости сбрасывается в радиатор, где и остывает. В последнее время стали применять электронное управление этим простым устройством. Охлаждающую жидкость начали подогревать специальным ТЭНом для более раннего открытия термостата в случае потребности.

    Читайте также:  Как сделать замер давления в топливной рампе? Как проверить давление в топливной рампе и остальных элементах топливосистемы инжектора с распределенным впрыском


    Термостат двигателя Chevrolet Cruze: 1 — патрубок подвода жидкости к радиатору системы охлаждения; 2 — электрический разъем нагревательного элемента термостата; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо в соединении модуля с распределителем жидкости; 5 — основной клапан термостата; 6 — пружина термостата; 7 — баллон с термочувствительным наполнителем; 8 — дополнительный клапан термостата; 9 — шток термостата.

    Термостат двигателя Chevrolet Cruze: 1 — патрубок подвода жидкости к радиатору системы охлаждения; 2 — электрический разъем нагревательного элемента термостата; 3 — корпус; 4 — уплотнительное кольцо в соединении модуля с распределителем жидкости; 5 — основной клапан термостата; 6 — пружина термостата; 7 — баллон с термочувствительным наполнителем; 8 — дополнительный клапан термостата; 9 — шток термостата.

    Радиатор

    представляет собой теплообменник, содержащий два бачка (входной и выходной), соединенных множеством алюминиевых трубок, по которым проходит охлаждающая жидкость. Для увеличения теплообмена к трубкам присоединены тонкие пластины, во много раз увеличивающие поверхность теплообмена. Для улучшения теплоотвода воздух протягивается через радиатор принудительно с помощью электровентилятора.


    Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя Лады Ларгус: 1 — дополнительный резистор; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — крыльчатка; 5 — радиатор.

    Радиатор и вентилятор системы охлаждения двигателя Лады Ларгус: 1 — дополнительный резистор; 2 — кожух; 3 — электродвигатель; 4 — крыльчатка; 5 — радиатор.

    Радиатор отопителя

    Читайте также:  Чем обработать арки колес от шума и ржавчины

    выполняет функцию нагревания воздуха, поступающего в салон автомобиля. Краны отопителя сейчас не устанавливают, а потому радиатор этот нагрет всегда, когда прогрет двигатель, и только воздушные заслонки не дают летом поступать горячему воздуху в салон автомобиля.


    Радиатор отопителя кроссовера Renault Duster.

    Радиатор отопителя кроссовера Renault Duster.

    Расширительный бачок

    это хранилище резерва жидкости. Но в зависимости от типа системы охлаждения (см. выше) он может быть циркуляционным или тупиковым. Соответственно, находиться под давлением или без него.

    Пробка

    , обеспечивающая герметичность системы, может быть установлена либо прямо на радиаторе, либо на расширительном бачке. Вне зависимости от места установки пробка обеспечивает повышенное давление в системе охлаждения. Такое давление (достигающее 1,1–1,3 бара) повышает температуру кипения жидкости, улучшает теплопередачу, предотвращает кавитацию насоса.


    Пробка радиатора Лады 4х4.

    Пробка радиатора Лады 4х4.


    Пробка расширительного бачка Chevrolet Cruze.

    Пробка расширительного бачка Chevrolet Cruze.

    И главный компонент системы — это сама рабочая жидкость

    . Идеальной с точки зрения теплотехники была бы вода, но она вызывает коррозию и замерзает зимой. Поэтому применяют антифризы с низкой температурой замерзания (-40°C или — 65°C) и присадками, снижающими коррозию, пенообразование и т.д.

    Наличие термостата

    Важная роль в системе отводится также термостату. Он помогает скорей набрать нужную температуру двигателю и поддерживать ее в течение работы силовой установки.

    Чаще всего их монтируют в рубашке охлаждения головки цилиндров по пути циркуляции жидкости от блока к верхнему радиаторному бачку. Применяются такие типы термостатов, которые отличаются по типу наполнителя:

    • с твердым наполнителем;
    • с жидким наполнителем.

    какие бывают части радиатора охлаждения двигателя

    В первой ситуации внутри элемента встроена медная небольшая емкость, внутренность которой заполнена наполнителем является масса из церезина и медного порошка. Верхняя часть герметизирована крышкой и отделена от емкости специальной диафрагмой. В верхней части стоит шток, оказывающий воздействие на встроенный клапан.

    До повышенной температуры содержимое емкости находится в твердом виде, а клапан закрыт. Во время нагрева мотора содержимое полости плавится, с увеличением объема, воздействуя на спецдиафрагму, шток и раскрывает клапан.

    Во второй ситуации в комплект термостата входит оригинальной формы цилиндр из латуни, корпус, шток и двойной клапан. Внутри полости имеется объем жидкости, которая закипает при 72—74С. На холодном движке клапан закрыт, и тосол двигается по меньшему кругу. При нагреве обеспечивается расширение, и открытие клапана.

    Что лучше заливать зимой: тосол или антифриз?

    Эксперты не устают говорить о том, что практически половина всех поломок двигателя автомобиля связаны с неполадками в системе охлаждения. Использование хороших технических жидкостей, своевременное обслуживание и слежение за герметичностью и качеством работы охлаждения сделает работу двигателя гораздо удобнее.

    В России у водителей есть определенный выбор среди технических жидкостей: тосол или антифриз. Кстати, кроме стран СНГ такого разделения больше нигде не существует. Тем не менее, стоит определить разницу между этими двумя жидкостями и понять, что же лучше заливать в свое авто зимой, чтобы избежать непредвиденных поломок.

    Обслуживание радиатора

    Рассматривая, что такое радиатор, нужно сказать о принципах его обслуживания. В некоторых моделях автомобилей почистить радиатор будет просто. В некоторых марках машин этот процесс потребует больших финансовых затрат. Поэтому проще купить сразу новый радиатор.

    нижний радиаторы

    В летний период система охлаждения автомобиля требует особого внимания. Именно в этот отрезок времени велика вероятность его загрязнения пылью, пухом и т. д. Помимо внешних факторов, радиатор может накапливать масляную пленку. Именно она приводит к снижению циркуляции воздуха, а также снижению охлаждающих способностей системы.

    Зная особенности радиатора своей машины, можно будет принять правильное решение в процессе его техобслуживания. Со временем любая система охлаждения потребует ремонта. Чтобы этого не произошло как можно дольше, необходимо правильно настраивать систему охлаждения в летний период, беречь ее от загрязнений.

    Предназначение и разновидности

    Отвод тепла — далеко не единственное назначение системы охлаждения двигателя. Она дополнительно отвечает за выполнение ряда иных задач:

    • нагрев воздушной массы для отопления салона транспортного средства;
    • уменьшение времени ожидания, необходимого для доведения мотора до рабочей температуры;
    • уменьшение температуры смазочных материалов, используемых для ДВС;
    • если применяется рециркуляция —уменьшается температура выхлопных газов от двигателя внутреннего сгорания;
    • если присутствует автоматическая КПП — охлаждается смазка, расположенная внутри.

    Схема системы охлаждения двигателя напрямую зависит от того, каким является ее способ функционирования и принцип работы. Соответственно, принято классифицировать узел на несколько категорий:

    • жидкостное — тепло отводится за счет постоянной циркуляции техжидкости;
    • воздушное— при применении рассматриваемойсхемы систем охлаждения двигателей тепло будет отводиться циркулируемым воздухом;
    • комбинированное — включает в себя применение 1-го и 2-го варианта одновременно.

    Радиатор системы охлаждения

    Практика показывает, что комбинированный вариант является наиболее эффективным, обеспечивая стабильную работу мотора в целом.

    Можно ли смешивать антифриз и тосол или добавлять в них воду?

    Чем лучше заклеить протекающий радиатор охлаждения: правила работы и советы мастеру

    Как известно, антифризом называют охлаждающую жидкость для ДВС. Есть много различных составов антифризов, имеющих кроме отличий в цвете и цене, также и разные температурные режимы.

    Тосол также является разновидностью антифриза. Но заливать тосол в автомобили зарубежного производства не рекомендуется, так как тосол, являясь чрезвычайно едкой жидкостью, может повредить не только шланги, но и патрубки, и пластиковые датчики, установленные в системах охлаждения иномарок.

    Добавлять воду в тосол и в антифриз (особенно если он в виде концентрата) можно. Главное обеспечивать необходимое соотношение компонентов, которое зависит от того, насколько низкая температура воздуха «за бортом». Летом в жару H2O понемногу испаряется из антифриза, поэтому полезно небольшое добавление дистиллированной воды, чтобы понизить концентрацию действующего вещества до нормального значения. Зимой же сильно разбавленный антифриз может замерзнуть уже и при пяти градусах мороза. При этом всегда нужно добавлять тосол в тосол, а антифриз в антифриз, и цвет добавляемой жидкости должен совпадать с цветом жидкости уже залитой в систему охлаждения.

    Итак, если у вас наблюдается иногда перегрев или даже кипение двигателя или вы просто хотите чтобы ваш двигатель никогда не «заглох» по «непонятным причинам», то, прежде всего, изучите систему охлаждения ДВС и устройство радиатора охлаждения автомобиля. И тогда вы не попадете в ситуацию с отказом двигателя своего авто в самый неподходящий момент.

    Источник

    Ремонт радиатора

    Ремонт системы охлаждения может потребоваться по разным причинам. Самыми частыми из них являются загрязнение внутренних полостей или течь хладагента. В любом случае причину точно может установить только специалист. Если удалось понять, чем вызвана неисправность, можно выполнить ремонт самостоятельно.

    Читайте также:  Ремонт датчика уровня топлива. Почему не работает или неправильно показывает датчик топлива

    замена радиатора печки

    Сначала нужно узнать, как снять радиатор. Для этого сливается весь антифриз из системы. В некоторых моделях есть сливные отверстия в нижней части радиатора. Во всех остальных автомобилях этот процесс требует снять гибкий шланг с нижнего патрубка.

    Очистку сердцевины лучше проводить при помощи специальных средств. Их применяют согласно инструкции производителя.

    Принцип работы

    Принцип работы системы охлаждения двигателя постоянно контролируется штатнымблоком управления силовым агрегатом. В нынешних моделях транспортных средств детали охлаждения проверяются специальным математическим алгоритмом, позволяющим принимать во внимание самые разные параметры работы не только мотора, но и сопутствующих систем.

    Отталкиваясь от того, как работает система охлаждения двигателя в нормальном режиме при исправных деталях, система стремится поддерживать их на нормальном уровне. Поэтому электроника включает или выключает на некоторое время те или иные элементы.

    Чтобы более подробно узнать, как работает система охлаждения двигателя, рекомендуем посмотреть схему ниже.

    Радиатор системы охлаждения

    Поскольку антифриз принудительно протекает по системе, за него отвечает центробежный насос. Благодаря ему техжидкость прокачивается посредством «рубашки». При выполнении данной работы применение систем охлаждения позволяет добиться охлаждения мотора и нагрева антифриза. Исходя из типа мотора и его схемы, жидкость протекает:

    • продольно;
    • поперечно.

    Схема системы охлаждения двигателя предусматривает два циркуляционных круга — «малый» и «большой». Например, при включениизажигания, когда все детали не нагреты, термостат закрыт, жидкость протекает по малому кругу. Она не доходит до радиатора охлаждения двигателя.

    Когда температурный режим доведется до требуемого уровня, происходит открывание термостата — антифриз проникает в радиатор, где и будет происходить уменьшение температуры за счет обдува. Это и есть большой цикл, повторяющийся многократно.

    В этом и состоит общий принцип работы радиатора охлаждения двигателя вне зависимости от марки и модели транспортного средства.

    В авто с турбиной охлаждение двигателя происходит по несколько иной схеме. Здесь присутствует два контура, где первый установлен с цельюснижения температуры анифриза, а второй охлаждает воздух. При этом первый контур также разделяется на 2 части — для обслуживания головки блока и блока цилиндров в целом.

    Радиатор системы охлаждения

    Читайте также:  Датчики отвечающие за холодный запуск двигателя

    Это сделано потому, что схема работы системы охлаждения двигателя предусматривает разницу температуры головки и блока на 15-20 градусов. Таким образом, степень вероятности детонации значительно уменьшается, да и камеры сгорания эффективнее наполняются горючим. В устройство системы охлаждениядобавлена одна особенность — в моторе с турбиной все рабочие контуры имеют собственный термостат.

    Устранение течи

    Более сложной поломкой считается устранение течи антифриза. Если это явление определяется возле пластмассового патрубка, который входит в радиатор, решить проблему самостоятельно не получится. Если трещины появляются в трубках устройства, их можно устранить при помощи специального герметика.

    При масштабных поломках (например после аварии) может потребоваться сварка. В некоторых случаях водителя может спасти от замены радиатора специальное вещество. Оно называется «холодной сваркой».

    Определить качество ремонтных работ поможет только подключение радиатора. Антифриз заливают в систему и дают двигателю поработать около 30 мин. Только после этого станет ясно, удалось ли устранить течь.

    Рассмотрев, что такое радиатор, какими функциями и особенностями он обладает, можно самостоятельно произвести обслуживание системы охлаждения. Не имея достаточного опыта, такую работу лучше доверить специалисту.

    Конструкция и принцип работы

    Принцип работы радиатора заключается в том, что нагретый энергоноситель передвигается по системе труб и заходит в батареи, передает тепло, затем по обратной ветке движется к отопительному источнику. Радиатор нагревает воздух в помещении способом излучения и конвекции. У разных типов устройств соотношение теплового излучения и конвекции отличается.

    Стальные и чугунные радиаторы нагревают комнату излучением, а пластинчатые и панельные нагреватели передают энергию методом конвекции за счет большой суммарной площади ребер и полос. Теплый поток стремится вверх, взамен подтягивается холодный воздух, который нагревается.

    Жидкостной и масляный радиатор для авто?

    Безусловно, огромное значение имеют свойства материала, но это далеко не все, так как более важными факторами, отвечающими за хорошую работу, являются конструктивные особенности и устройство радиатора автомобиля. Чаще всего, в автомобилях устанавливают жидкостные агрегаты. Посредством насоса жидкость циркулирует в замкнутом контуре, тем самым охлаждая стенки цилиндра и осуществляя отвод тепла от элементов двигателя.

    Нашел свое применение и масляный радиатор для авто, который отвечает за охлаждение масла. Они могут быть как высокого, так и низкого давления, а система охлаждения может быть искусственной или естественной. В первом случае установлен дополнительный вентилятор, который обеспечивает воздушный поток, и тем самым охлаждение происходит намного быстрее.

    Автомобильный масляный радиатор с естественной системой охлаждения, безусловно, уступает по эффективности своему аналогу. Технология их изготовления довольно трудоемкая, поэтому этим занимаются только лишь оригинальные производители, но при этом всем и срок их службы немалый. Однако, если масляный радиатор автомобиля пришел в негодность, то, скорей всего, его необходимо заменить, т.к. ремонту они не подлежат.

    Холодная сварка, горчица и другая домашняя кулинария

    Желание сэкономить может стать отличным источником дохода для продавцов всевозможных средств для самостоятельного ремонта. Истории известны случаи, когда самостоятельная починка радиатора принесла ощутимую пользу, но это скорей исключения из правил: на самом деле для ремонта нужна хорошая техника, качественные материалы и, конечно, профессиональные навыки.

    При обнаружении протечек радиатора автовладельцы нередко пытаются провести ремонт собственноручно, например, купленной за 50 гривен «холодной сваркой». Есть и более экзотические рецепты: засыпать в систему охлаждения сухую горчицу или табачный порошок, вылить туда сырое яйцо. Теоретически, растительный порошок должен разбухнуть и «заклеить» течь, а яичный белок – свернуться от высокой температуры и послужить своеобразной пробкой. Судя по результатам, такие рецепты активно распространяются теми самыми мастерами, которые затем предлагают услуги по прочистке и ремонту радиаторов. Ведь яичному белку никто не объясняет, где именно ему нужно свернуться, и, помимо запайки, придется делать еще и полную чистку.

    Сухая горчица в системе охлаждения

    Читайте также:  Основные проблемы с аккумулятором и способы их решения

    То же касается и покупных герметиков, которые отличаются от домашних рецептов только ценой.

    Ремонт подобными средствами, помимо потраченного времени и сил, опасен непредсказуемыми последствиями: многие материалы, используемые в качестве заплаток, не выдерживают высоких температур, и при нагревании до 90-100оС становятся мягкими, после чего постепенно отслаиваются. Кроме того, в месте ремонта остается микротечь, в которой будет образовываться коррозия, а значит, размер отверстия будет постепенно увеличиваться.

    Что лучше: ремонтировать или менять

    Меняем радиатор охлаждения двигателя на ваз-2114 своими руками: снятие и замена

    Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.

    Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.

    Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.