Электропитание автомобиля

Ни одно современное средство, предназначенное для самостоятельного передвижения, неспособно работать без источника постоянного тока (проще говоря – аккумулятора). Благодаря ему электропитание получают цепи запуска двигателя со стартерным механизмом, бензонасос и вся бортовая сеть автомобиля. Чтобы его узлы и агрегаты работали в штатном режиме – аккумулятор должен обеспечивать требуемый ток при строго нормируемом напряжении питания.

Что делать, если напряжение слишком низкое или высокое

Если напряжение автомобильного аккумулятора слишком низкое, то это может происходить по нескольким причинам:

  1. Источник питания выработал свое ресурс, назрела необходимость его замены.
  2. На батарею не поступает ток требуемой для зарядки величины. Чаще всего причина этого — неисправный реле-регулятор или генератор.
  3. Неисправности в изоляции бортовой электрической сети или отдельных ее элементов. В результате происходит утечка тока.

Если ни одна из перечисленных неисправностей не обнаружена, то рекомендуется выполнить следующие действия:

  1. Выполнить зарядку батареи. При этом надо помнить, что пока емкость АКБ не ниже 60%, процесс сульфатации происходит в замедленном режиме. Соответственно, не рекомендуется опускаться ниже этой отметки. А если это все-таки произошло, то для восстановления емкости источник питания рекомендуется заряжать током, равным 10% от емкости на протяжении шести или семи часов.
  2. Осуществить десульфатацию. Когда случай не сильно запущенный, то достаточно подключения к клеммам батареи десульфатирующего устройства. После нескольких дней его работы емкость, как правило, восстанавливается.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Но это, так сказать, одна сторона медали, а есть и вторая — чрезмерное напряжение на выходе аккумулятора. Как утверждает статистика, чаще всего причиной этого является неправильная работа генератора. Хотя иногда автовладельцы делают это специально с целью повышения плотности, но надо понимать, что следствием этого действия становится выкипание электролита и сокращение ресурса АКБ.

Кроме перечисленных, имеется еще несколько причин, способных спровоцировать перезаряд источника питания:

  1. Некорректная работа реле, предназначенного для отключения генератора после зарядки батареи до номинального уровня. Вследствие этого процесс зарядки не прекращается после достижения оптимального уровня емкости.
  2. Оборудование, осуществляемое зарядку аккумулятора, подобрано неправильно.

После устранения перечисленных неисправностей необходимо выполнить контрольные замеры, чтобы убедиться, что все функционирует в штатном режиме.

Зимой: каким должно быть напряжение полностью восстановленного аккумулятора автомобиля в мороз

12,9 В при -10…-15°C. Эта разность потенциалов соответствует 100% заряду АКБ. При минусовой температуре ход электрохимических реакций замедляется и факты тому подтверждение:

  • При -30°C фактическая емкость батареи составляет примерно 50% от указанной на этикетке.
  • Плотность электролита – 1,28 г/см3. Напряжение при -30°C – 12,4 В, а при +25°C – 12,7 В.
  • При температуре ниже -25°C аккумулятор перестает брать заряд от генератора.

В холодных регионах принято добавлять в электролит серную кислоту, благодаря чему повышается его плотность. При 1,30-1,32 г/см3 напряжение аккумулятора автомобиля на морозе должно быть 12,9 В без нагрузки (температура: -10…-15°C). Увеличивая концентрацию сернокислого компонента, не стоит превышать 1,35 г/см3, иначе он начнет разъедать пластины.

К сведению. При разряде выделяется вода, и плотность электролитической жидкости падает, отчего случается ее замерзание при минусовых температурах. Лед коробит пластины, чем выводит АКБ из строя.

таблица напряжения аккумулятора автомобиля

Как правильно замерять напряжение на АКБ и в бортовой сети автомобиля

Повторимся, что напряжение АКБ является индикатором ее рабочего состояния. Для его измерения можно воспользоваться несколькими способами:

  • с помощью мультиметра или вольтметра;
  • используя нагрузочную вилку;
  • замерив плотность электролита.

Далее рассмотрим каждый из перечисленных вариантов более подробно.

Мультиметром или вольтметром

Какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе автомобиля

Чтобы измерить напряжение на аккумуляторе, многие используют простой и очень давно используемый, а значит, проверенный способ — с помощью мультиметра. Этот прибор позволяет производить замеры с точностью до десятых и даже сотых долей вольта.

Важно! Для получения достоверных результатов необходимо, чтобы прошло 4-5 часов с момента последнего заряда или разряда. На протяжении этого времени происходит стабилизация напряжения.

Для измерения переведите мультиметр в режим измерения постоянного напряжения и ближайший к 12 В предел измерения, обычно это 20 вольт, обозначается он “20 DCV”.

Какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе автомобиля

Если имеется необходимость в более точном измерении уровня заряда аккумулятора, то придется воспользоваться специальными зарядными устройствами, имеющими память и микропроцессор. С их помощью имеется возможность отследить и сравнить не только процесс разряда, но и нормальной зарядки АКБ в течение некоторого количества циклов.

Проверка и измерение нагрузочной вилкой

Какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе автомобиля

Суть данного метода проверки нормального напряжения аккумулятора чрезвычайно проста — замеры производятся под нагрузкой, что позволяет точно оценить состояние батареи.

Чтобы было понятно, рассмотрим пример. Если проверятся батарея, имеющая ёмкость 60 Ач, то минимальная величина нагрузки должна составлять 120 А. Прикладывается она на протяжении 3-5 секунд. Более подробную информацию по использованию нагрузочной вилки можно получить здесь: https://acums.ru/akkumulyatory/kak-proverit-nagruzochnoy-vilkoy.

Измерение плотности электролита

Для автомобилей, на которых устанавливаются обслуживаемые аккумуляторы с жидким электролитом, степень заряда можно определить, замерив его плотность. Зависимость между этими параметрами хорошо отображена в приведенной ниже таблице.

Уровень заряженности (%) Плотность электролита (г/см3)
100 1.266
95 1.258
90 1.250
85 1.242
80 1.234
78 1.226
70 1.219
65 1.212
60 1.205
55 1.198
50 1.191
40 1.177
30 1.163
20 1.149
10 1.135

Справедливости ради надо отметить, что информация, содержащаяся в таблице, справедлива для аккумуляторов, эксплуатируемых в средней полосе. В зависимости от климатических условий нормальный показатель плотности варьируется:

  • 1,27-1, 29 г/см3 — для холодных регионов, причем в любое время года;
  • 1,25-1, 27 г/см3 — как мы уже говорили, для средней полосы;
  • 1,23-1, 25 г/см3 — места с высокой среднегодовой температурой воздуха.

К сведению! Проверка плотности проводится 1 раз в 3 месяца. Даже незначительные отклонения от нормы недопустимы.

Немного теории

Поверка аккумулятора автомобиля

Для начала следует понять, какие функции выполняет АКБ:

  • Запускает двигатель. А именно, дает энергию (искру) на зажигание и вращает электромотор стартера. Ну, и, конечно же, в современных моделях автомобилей обеспечивает питание всей электроники. При полностью разряженном аккумуляторе или при его отсутствии запуск двигателя вообще невозможен;
  • При неработающем моторе питает всю электронику (габариты, электрооборудование и так далее);
  • Выполняет вспомогательные функции для генератора, когда нагрузка на него слишком большая.

Как видно, роль этой детали в устройстве любой машины очень значительная. По этой причине аккумулятор нужно не только своевременно заражать (особенно это касается тех, кто ездит на короткие расстояния), но также регулярно проверять его работоспособность. В этом случае он сможет прослужить намного дольше, а водителю удастся избежать многих проблем в дороге.

Уровень U в зимний период

Обладатели дизельных автомобилей хорошо знакомы с ситуацией, когда при снижении температуры окружающей среды усложняется пуск. Это связано со следующим:

  1. В качестве активного вещества, которое заливается между пластинами, используется электролит. Это вещество представлено смесью дистиллированной воды и кислоты. Низкая температура становится причиной кристаллизации жидкости, за счет чего повышается tt плотность и снижается емкость. Естественный процесс кристаллизации определяет то, почему при снижении температуры уменьшается скорость саморазряда.
  2. При полном заряде устройства падение емкости не влияет на показатель силы тока. Именно поэтому снимать аккумулятор на зимний период при его хорошем техническом состоянии не нужно.

Рекомендуем: Что лучше доливать в аккумулятор: воду или электролит
При необходимости можно провести обслуживание источника питания перед наступлением зимы. Аккумуляторный электролит можно приобрести или изготовить самостоятельно, а используется он для изменения показателя плотности. Восполнить емкость можно за счет добавления через специальные отверстия дистиллированной воды.

Тест АКБ машины

Нормальный вольтаж при подключении нагрузочной вилки

К слову, мы не нашли ни одной технически грамотной таблицы. Не исключено, что исчерпывающая информация имеется в руководстве по эксплуатации более-менее серьезных изделий. Но пока мы вынуждены отослать вас к размытым рамкам, которыми пользуются во многих автомагазинах.

Итак, батарея считается работоспособной, если:

  • При подключении нагрузочной вилки первые 5-7 секунд напряжение не падает ниже 10 В.
  • После отключения нагрузки вольтаж сразу же восстанавливается до 12,6-12,7 В.
  • Температура в месте замера – не ниже +15°C.

Когда под рукой только мультиметр

Если диагностика носит стихийный характер, то нагрузочную вилку с успехом сымитирует пара «мультиметр + любой электроприбор из бортовой сети». В качестве бортовой нагрузки обычно используют комбинацию «ближний + дальний свет фар», отдавая дань советским шоферам. Реже аккумулятор «грузят» стартером. Учитывая многие «но», оценка выходит такой же приближенной:

  • Вольтаж не должен понижаться ниже 11,5 В при включении «дальнего».
  • Напряжение не должно падать ниже 10 В при прокрутке двигателя стартером в холостую.
Читайте также:  Как поменять подушки двигателя ваз 2107 самому. Как поменять подушки двигателя ваз 2107 самому

К вольтам «без нагрузки» аккумулятор должен возвращаться в течение первых 5-7 секунд после отключения электрооборудования. Также учитывайте то, что цифры приводятся для летнего времени года.

К сведению. Используйте режим продувки цилиндров для холостой прокрутки мотора. Для этого необходимо полностью выжать педаль газа и провернуть ключ зажигания: стартер будет крутить коленвал, но двигатель не запустится ввиду отсутствия искры и топливоподачи. Такой механизм предусмотрен в любом инжекторном автомобиле.

Минимальный вольтаж аккумулятора для запуска двигателя

Лучше всего начинать поездку при полностью заряженном аккумуляторе, но так получается не всегда. Водителей интересует, какое минимальное напряжение должно быть на клеммах аккумулятора, чтобы он не подвел во время езды. Однозначного и даже приблизительного ответа на этот вопрос не существует. Наименьшее напряжение, при котором аккумулятор может провернуть стартер со скоростью, достаточной для запуска, зависит от многих факторов:

  • мощности стартера двигателя;
  • густоты смазки (зависит от температуры);
  • состояния двигателя;
  • мощности двигателя;
  • типа двигателя (бензиновый или дизельный);
  • емкости аккумулятора;
  • других условий.

Любителям точных цифр можно обратиться к стандартам определения тока холодной прокрутки аккумулятора. Они определяют минимальное напряжение во время тяжелого пуска двигателя (на пределе возможностей АКБ).

Стандарт SAE, CCA EN IEC DIN JIS MCA ГОСТ Р 53165-2008
Минимальный уровень на клеммах АКБ при прокрутке стартера, В 7,2 7,2 8,4 9 6 7,2 8,4

Определяем степень заряда автомобильного аккумулятора по напряжению
Пусковой ток этой АКБ декларирован по стандарту EN.

Очевидно, что единого (и даже близкого) подхода в данном случае также нет -разброс мнений составляет до 50%. Если автовладелец желает ориентироваться на данные цифры, ему придется выбрать какой-то стандарт в качестве образца. Надо иметь в виду, что эти рабочие напряжения АКБ должен выдавать под полной нагрузкой при различных отрицательных температурах.

Нормальное напряжение на аккумуляторе автомобиля

Какое напряжение должно быть на аккумуляторе? Этот вопрос задаёт себе каждый автомобилист при уведомлении бортового компьютера о разрядке аккума.

В нормальном режиме напряжение АКБ должно быть в пределах от 12,5 до 13,2 Вольта. Верхняя граница или максимальное значение соответствует состоянию прибора, контролируемому сразу же по окончании зарядного цикла. По истечении 12-ти суток, во время которых автомобиль интенсивно эксплуатировался, вольтаж должен составлять примерно 12,6-12,8 единиц. Точное значение этого показателя определяется лишь после того, как машина простояла без движения не менее 12 часов (лучше – сутки).

В общем случае проверка АКБ проводится с учетом следующих факторов:

  • при заведенном двигателе приборы в салоне, а также вся бортовая сеть функционируют за счет напряжения, подаваемого от генератора работающего авто;
  • при заведенном движке проверка аккумулятора ничего не даст (прибор покажет напряжение, поступающее на подзарядку от генераторного устройства);
  • контролировать напряжение автомобильных аккумуляторов нужно при выключенном двигателе или на снятом с машины приборе.

Обратите внимание: Чаще всего номинальное напряжение аккумулятора проверятся при отключенной бортовой сети (для этого нужно просто отсоединить его плюсовую клемму).

Специалисты советуют проводить эту процедуру только после того, как автомобиль проехал с заряженным АКБ не менее 100 километров.

Сколько ампер выдаёт автомобильный генератор на аккумулятор

Сила тока, необходимая электросистеме каждого авто, индивидуальна и зависит от количества потребителей электричества и их значений. А также ток заряда должен быть достаточным для зарядки источника питания.

Стоит отметить, что показания ампер появляются только тогда, когда в электросистеме автомобиля есть нагрузка и, соответственно, разрядка АКБ. После запуска двигателя машины, ток заряда составляет около 6—10 ампер и со временем падает, потому что идёт заряд аккумулятора, принимающего на себя основное потребление энергии. Если включить дополнительно оборудование — фары, магнитолу или обогрев зеркал, то можно увидеть повышение значений зарядного тока.

Во время покупки генератора обращайте внимание на его технические характеристики, которые производитель указывает на корпусе — именно там вы найдёте информацию о том, какой ток максимально будет поступать на аккумулятор.

В таблице ниже можно посмотреть примерные значения силы тока, которые показывает генератор при различной нагрузке.

Таблица 1. Сколько ампер выдает генератор под нагрузкой.

Сколько вольт должен показывать заряженный аккумулятор

Перед покупкой нового аккумулятора рекомендуется ознакомиться со всеми его техническими характеристиками, включая емкость и токовые параметры. Последние различаются по своей функциональной направленности и могут проявляться либо при зарядке аккумулятора, либо при его разряде (при работе на полезную нагрузку).

Наряду со всем перечисленным важно знать, что напряжение полностью заряженного аккумулятора автомобиля составляет 12,5-12,9 Вольт. Только в этом случае он считается готовым к работе на все 100 процентов. Прибор с таким значением потенциала заряжать больше не потребуется. Нарушение этого правила может привести к нежелательному выкипанию электролита и к последующему разрушению АКБ.

Напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки

При рассмотрении вопроса о том, какое должно быть напряжение полностью заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки отметим следующие важные моменты:

  • в холостом режиме вольтаж заряженного АКБ должен составлять 12,6 -12,7 Вольта;
  • сразу по завершении зарядки аккумулятора этот показатель может достигать 13,2 Вольта;
  • у ряда моделей АКБ величина рабочего вольтажа обозначается из расчета на каждую отдельную банку.

В последнем случае электролитическая плотность в банках полностью заряженного аккумулятора должна быть одинаковой (допустимое отклонение не может превышать 0,02 г/см3). Напряжение одной секции должно быть равным 1,9 Вольта. Если оно снизилось до значений менее 1,7 Вольта – АКБ считается полностью разряженным и не пригодным к дальнейшей эксплуатации.

Под нагрузкой

Чтобы узнать вольтаж АКБ в этом случае – потребуется приобрести специальный измерительный прибор, называемый «нагрузочной вилкой» (он будет подробно рассмотрен в следующих подразделах).

Дополнительная информация: С помощью этого устройства удается убедиться только в том, что батарея полностью готова к дальнейшей эксплуатации.

Нагрузочное приспособление не позволяет измерять напряжение зарядки, емкость АКБ и прогнозировать сроки его службы.

Минимальное напряжение на аккумуляторе под нагрузкой

Не допустить снижения заряженности АКБ до минимума и выхода его из строя можно только в том случае, если постоянно отслеживать уровень заряда аккумулятора. Минимальным напряжением для большинства моделей считается показатель в 10,5 Вольта.

Важно! При более низком значении полноценно подзарядить и восстановить аккумуляторную батарею будет очень сложно.

Для этого потребуется многократная зарядка АКБ с последующей его разрядкой специально подбираемыми значениями тока. Однако даже после частичного восстановления уровня напряжения аккумулятор не будет обеспечивать тех же параметров, что наблюдались до его выхода из строя.

Основные виды напряжения

Все виды напряжения можно разделить на:

  • номинальные;
  • фактические;
  • находящиеся под нагрузкой.

Номинальное напряжение не превышает 12 Вольт, оно указывается в технических справочниках. Напряжение фактическое снимается в состоянии спокойствия, заряженный аккумулятор авто показывает от 12.4 до 12.8 Вольт, а вот АКБ под нагрузкой показывает иные параметры. Кстати, нагрузку выдерживают далеко не все заряженные автомобильные аккумуляторы, поскольку нагрузочная вилка дает напряжение равное двойной емкости.

В том случае, если емкость 4.5 ач, то дается заряд в 9 Ампер, а при емкости в 60 ач толчок должен составлять не более, чем 120 Ампер. Вся процедура составляет примерно пять секунд, а напряжение не опускается, ниже чем девять Вольт.

Если 5 вольт показывает заряженный аккумулятор, то аккумулятор авто доживает последние часы. До напряжения в 12 Вольт после нагрузки АКБ должен восстановиться за пять секунд.

В том случае, если владелец хочет проверить на сколько снижен заряд, стоит зарядить АКБ и потом повторить зарядку под напряжением. Если проседания отмечено не было, то аккумулятор просто нуждался в подзарядке.








Какой ток должен «выдавать» заряженный АКБ

Наряду с вопросом: какое напряжение должно быть на заряженном аккумуляторе – также важно разобраться с током, который он может длительное время «отдавать» в нагрузочную цепь. Значение этого параметра определяется емкостью свинцового АКБ; с увеличением последней он может дольше работать при фиксированной токовой нагрузке. Так, при заявленной производителем емкости в 65 Ампер/час, например, аккумулятор способен отдавать в нагрузку ток величиной 5 Ампер в течение 13-ти часов.

Дополнительная информация: У разных моделей АКБ показатели силы тока могут существенно отличаться, поскольку в них используются различные системы регенерации заряда.

Рабочие величины разрядного тока или ампераж зависят также от условий эксплуатации (температуры и влажности воздуха, в частности). При сильных морозах и в условиях сырости аккумулятор плохо справляется со своими функциями, что объясняется снижением скорости протекания химических реакций. Для увеличения значения нагрузочного тока производители разрабатывают современные технологии, позволяющие повысить эффективность отдачи АКБ за счет применения более эффективных материалов.

Читайте также:  Какой люфт должен быть в рулевом управлении, как устранить. Какое наказание предусмотрено за люфт рулевого колеса?

Не держит заряд: почему быстро разряжается аккумулятор автомобиля при простое

Что еще почитать:

Сколько должен выдавать АКБ под нагрузкой

Основной подводный камень в этом методе – это величина самой нагрузки. Дело в том, что чем больше токопотребление, тем больше просаживается напряжение на аккумуляторе. Например, при пуске двигателя стартер потребляет около 200 А (актуально для малолитражек), из-за чего выключается магнитола и тускнеет свет фар.

Недостатки метода

К чему этот разговор? Когда рынок наводнился нагрузочными вилками, появились первые сравнительные обзоры, результаты которых, мягко говоря, вводили в недоумение. Конфуз был в том, что один прибор показывал одно напряжение, другой – совершенно иное. Разность в показаниях доходила до 1 Вольта, а это много, учитывая, что погрешность не должна превышать 0,1 В.

Причина была в разной нагрузке. Условно говоря, одна вилка выдавала 100 А, а вторая – 200 А. В ответ на это хорошо бы было узаконить требования к изготовлению данных электроприборов, но документа нет по сей день. Поэтому, обходите стороной различные таблицы, которые связывают напряжение под нагрузкой с % заряда, но не указывают, для какого ампеража действительны цифры.

Это раз. Во-вторых, батарея с различной емкостью демонстрирует разное напряжение под нагрузкой. Например, у 60 А*ч и у 70 А*ч изделий разница будет почти в 0,5 Вольт при 100% заряде. Ну а в-третьих – температура.

Способы измерения напряжения аккумуляторов, степень разряженности которых неизвестна

Чтобы узнать напряжение аккумулятора с неизвестными параметрами – потребуется специальный измерительный прибор или устройство, имитирующее нагрузку в разрядной цепи. Для этих целей традиционно применяются мультиметр, тестер или так называемая «нагрузочная вилка».

мультиметр
Тестер аккумуляторных батарей

Измерение посредством мультиметра

Чтобы определить напряжение на аккумуляторе автомобиля с помощью мультиметра – потребуется сделать следующее:

  1. Взять прибор и перевести его в соответствующий проводимому измерению режим («Вольты»).
  2. Затем на нем же следует выбрать нужный предел показаний (до 20-ти Вольт).
  3. Вслед за тем останется подсоединить его щупы к клеммам свинцового аккумулятора с соблюдением полярности.
  4. После их подсоединения к плюсу и минусу прибор покажет искомую величину напряжения.

Дополнительная информация: Не следует беспокоиться, если при измерении по ошибке щупы подсоединены неправильно (перепутана полярность).

В этом случае прибор просто покажет отрицательное значение, а абсолютная величина напряжения будет той же.

С применением нагрузочной вилки

Более точное значение искомого параметра удается определить с помощью нагрузочной вилки. В состав этого приспособления, на примере прибора модели Н-2001, входят следующие части и комплектующие:

  • Корпус со встроенным вольтметром.
  • Спирали, имитирующие сопротивление нагрузки.
  • Кабель с зажимом типа «крокодил» на рабочем конце (он нужен для удобства подключения к минусовой клемме АКБ).
  • Специальный нажимной щуп для подсоединения к клемме «плюс».

Нагрузочная вилка Н-2001
Нагрузочная вилка (вид сбоку)

При измерении напряжения без нагрузки выносным зажимом «крокодил» присоединиться к клемме « — » батареи, а щупом к клемме « + » не нажимая на на него. Значение напряжения АКБ считывается с показаний встроенного вольтметра.

При проверке под нагрузкой установить съемный провод к клемме крепления нагрузки и «крокодилом» подключить к минусовой клемме. Нажимным щупом прикоснуться к плюсовой клемме и нажать прибор до упора. В индикационном окне появится напряжение под нагрузкой.

Обратите внимание: Цифровые индикаторы позволяют получать более точные данные о значении напряжения автомобильного аккумулятора и поэтому пользуются большим спросом.

Большинство известных моделей нагрузочных вилок рассчитано на работу в условиях плюсовых температур (от 1˚С до 35˚С). На рынке встречаются образцы, позволяющих проводить измерения при температурах до минус 25˚С. Но стоимость этих приборов в разы превосходит цену обычного измерителя.

Что делать, если разность потенциалов ниже 12,6 В

  • Зарядить. 12,3-12,4 В. До этого напряжения можно разряжать аккумулятор автомобиля без особого для него вреда. Свыше 60% степени заряженности сульфатация протекает замедленным образом. Для восстановления батарею рекомендуется «погонять» током до 10% от емкости в течение 6-7 часов. Если изделие часто подзаряжается и в автономном состоянии держит норму, интересуйтесь, почему АКБ быстро разряжается при простое.
  • Произвести десульфатацию. В незапущенных случаях достаточно подключить десульфатирующее устройство к клеммам АКБ на несколько дней и емкость восстановится. Спецприбор дорог, поэтому многие имитируют его функционал с помощью обычного зарядника и лампы из автомобильной фары.

Интересные факты из эксплуатации аккумуляторных батарей

Сколько потребляет стартер зимой, каков минимальный порог вольтажа для его срабатывания и сколько прокруток он может совершить в -20°C, прежде чем сядет аккумулятор? Как оценить степень заряженности АКБ только с помощью мультиметра, и как часто пользоваться зарядным устройством? Обо всем этом рассказывают эксперты журнала.

Батарея и стартер

Максимальный пусковой ток электромотора стартерного механизма на переднеприводных Ладах – не более 400 А. Зимой, как правило, дело доходит до 350 А. Летом требуется меньше – порядка 200 А.

Если сделать последовательно 5 попыток запуска двигателя при -20°C, аккумулятор сядет. Результат получен при определенных условиях:

  • Емкость АКБ – 60 А*ч.
  • Изделие заряжено: при комнатной температуре тестер показывал 12,7 В.
  • Батарея ночевала на улице.
  • Длительность 1 попытки безуспешного запуска – 10 секунд.
  • Машина – Lada Priora.
  • Масло – полусинтетика Liqui Moly 10W-40.

К сведению. После отогревания в помещении батарея частично восстанавливается и способна еще несколько раз покрутить стартер.

11,9 В без нагрузки при температуре +15°C – минимальное напряжение, при котором двигатель еще может запуститься. Но ситуация опасна, поскольку при 11,9 В и ниже прогрессирует сульфатация.

Читайте также:  Неисправность кондиционера в автомобиле — как распознать?

Мультиметр – аккумулятор – ЗУ

Для оценки степени заряженности аккумулятора разработаны таблицы, увязывающие напряжение на клеммах с % заряда по шкале от 0 до 100%. Критическим принято считать 10,8 В. Это глубокий разряд. Обычная батарея переносит не более 2-3 таких предельных режимов.

Раз в два месяца при смешанном цикле езды. Такова периодичность подзаряда АКБ летом, весной и осенью. Зимой частота увеличивается до 2-3 недель при -10°C за бортом. При эксплуатации при температуре ниже -25°C зарядка должна производиться 1 раз в 5 дней.

Проверка напряжения при помощи мультиметра

Чтобы проверить заряд накопителя, потребуется мультиметр. Так, можно получить фактическое напряжение батареи, находящейся в состоянии покоя. Помимо этого, есть номинальное значение, представленное показателем 12В, который используется в литературе. Однако на практике такое напряжение указывает лишь на 45% заряда.

Отдельно выделяется показатель под нагрузкой, который получают, используя специальное устройство.

Как проверить напряжение мультиметром:

  1. Нужно выключить зажигание авто.
  2. Выставить устройство в режим замера напряжения, установив значение в 20В.
  3. Затем металлические щупы прикладываются к клеммам. Красный провод идет к плюсу, а черный к минусу.
  4. Можно оценивать результат.

Проверяя напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки, в спокойном состоянии, водитель должен получить результат 12,6В–12,7В. Но это не установленная норма, некоторые фирмы производители допускают повышение показателей до 13В–13,2В. Более низкие значения также возможны, они могут меняться. На большинстве авто, которые постоянно эксплуатируются, получают результат в 12,2В–12,49В, что указывает на достаточный уровень.

Внимание:

Проверять АКБ стоит только через час после завершения зарядки. Так как сразу мультиметр покажет не менее 13В, а уже по истечении часа уровень понизится до требуемых 12,7В.

Если напряжение падает до 12 Вольт, скорее всего, устройство разряжено наполовину, требуется зарядка. Дальнейшая эксплуатация сопровождается быстрой сульфатацией пластин свинца, автомобильный аккумулятор теряет характеристики, срок службы сильно сокращается.

Несмотря на это, двигатель можно запускать, при условии исправного генератора и самого АКБ.

Задумываясь, какое напряжение должен показывать заряженный аккумулятор автомобиля, стоит учесть, что если напряжение падает до 11,6В, значит, имеет место сильный разряд. Чтобы устройство продолжило работать, ему потребуется подзарядка, нужно исключить неисправности, неполадки.

При работающем двигателе

Для корректной работы автомобиля требуется исправное состояние всех его элементов. Осуществить тестирование напряжения аккумулятора при работающем двигателе реально. Показатель будет выше, чем при заглушенном моторе, варьируясь между 13,5 и 14 В. Превышение максимального значения будет свидетельствовать о функционировании в усиленном режиме генератора. При корректной работе электрического оборудования через 10 минут показатель заряда постоянным током вернется в нормальное состояние. Если повышение показателей будет на постоянной основе, будет наблюдаться перезаряд источника питания. Электролит при этом будет выкипать.

Если постоянно наблюдается понижение заряда постоянным током АКБ, источник питания не успевает полностью заряжаться. О неисправности этого оборудования будет свидетельствовать падение показателей более чем на 2 В. При возникновении таких ситуаций, стоит задуматься о приобретении нового устройства.

Читайте также:  Насосы для замены масла: выбор «За рулем». Как Проверить Масляный Насос Акпп. Как проверить насос в акпп

Какая зарядка должна идти на аккумулятор с генератора

Традиционно считается, что 13,5—14,5В должен выдавать генератор на АКБ и этого совершенно хватает для восполнения затрат аккумуляторной батареи.

Стоит учитывать, что использование на автомобиле батареи большей мощности, чем рекомендует изготовитель, требует и установки более производительного генерирующего устройства.

Необходимо учесть ту нагрузку, которую должен выдерживать генератор — она высчитывается по максимальным показателям всех электроприборов и систем авто.

Не стоит забывать, что зарядный ток от устройства, генерирующего энергию, позволит завести машину в холодное время года. Для того чтобы не возникало проблем с заводом автомобиля, мы рекомендуем приобретать генерирующее оборудование, ток заряда которого будет составлять примерно 10% от ёмкости источника питания. То есть для аккумулятора в 100 А/ч необходим генератор, который сможет выдать 10А. Обратите внимание, для многих машин оборудование в 100 ампер будет работать на пределе своих возможностей, потому что энергопотребление автомобильной системы в районе 80 ампер. Поэтому выбор источника, генерирующего энергию, должен учитывать и ёмкость АКБ, и потребление в сети.

Для чего следует контролировать заряд АКБ

Зарядка АКБ

Многие начинающие автомобилисты часто задаются вопросом, сколько вольт в заряженном аккумуляторе и для чего потребуется контролировать данный показатель.

Напряжение на клеммах полностью заряженного автомобильного аккумулятора показывает, насколько работоспособен агрегат. Если владелец будет контролировать параметры, то сможет вовремя заряжать АКБ полностью, или же поймет при покупке нового агрегата на рынке, на сколько Вольт он уже разряжен, чтобы не попасться на удочку мошенников.

Стандартный аккумулятор емкостью в 4.5 ач выдает напряжение в 12 Вольт, при этом лучше всего измерять этот показатель в каждой ячейке АКБ.

Режимы проверки

Проверять напряжение после зарядки нужно во всех режимах работы автомобиля. Рассмотрим каждый из возможных вариантов более подробно.

При работающем моторе

Метод проверки при работающем движке заключается в выяснении способности аккумулятора «держать» заряд батареи при постепенном подключении различных нагрузок. При выключенных потребителях энергии напряжение полностью заряженных аккумуляторов автомобилей не должно быть менее 13,6 Вольта. А после включения ближнего света, например, это значение должно понизиться на 0,1-0,2 Вольта, не более.

Если поэтапно подключать всю имеющиеся в салоне аппаратуру, то показания измерительного прибора должны снижаться (по мере включения каждого новой нагрузки). Это свидетельствует о нормальном состоянии аккумулятора. Если показания при этом изменяются резкими скачками – проблема, скорее всего, в генераторной системе, которая не обеспечивает нужной подзарядки. При всех подключенных к АКБ нагрузках его минимальное напряжение не должно быть ниже 13,0 Вольт. В противном случае батарея через какое-то время разрядится полностью.

При выключенном двигателе

Нормальная величина напряжения при отключенном моторе – 12,5-13,0 Вольт. Это значение должно удерживаться в течение суток и более. Если оно со временем падает –потребуется разобраться с причинами появления утечки. Это может быть повышенная влажность или трещина в банках. Вообще, причин утечек очень много, так что в каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно.

Важно! Перед измерениями нужно дать остыть аккумулятору примерно в течение суток.

После такого временного промежутка все химические процессы в электролите, вызванные зарядкой от электрогенератора, обычно заканчиваются.

При низких температурах

Особенность проверки параметров АКБ при низких температурах состоит в том, что в этом случае изменяется характер химических реакций в электролите. Его охлаждение приводит к снижению плотности и падению напряжения, которое в этих условиях нестабильно и может не соответствовать установленным нормам.

Обратите внимание: На это явление особое внимание обращается в зимний период. При этом начинать проверять аккумулятор можно лишь после восстановления плотности в банках до нужной величины.

В регионах с особо суровыми зимами (до минус 50 °С) плотность потребуется повысить до значений от 1,27 до 1,29 г/см3, что исключает возможность «замерзания» аккумулятора. При этом всегда следует помнить о том, что для увеличения ресурса АКБ в нормальных условиях стремятся снизить этот показатель.

Причина №8. Ненадёжный контакт в цепи зарядки АКБ

Ненадёжный контакт в цепи зарядки АКБ

Первая точка, которую надо проверить — это клеммы АКБ. Если здесь будет плохой контакт, напряжение бортовой сети точно будет плавающим. Решается проблема элементарно. Клеммы АКБ очищаются от окислов и солей, а зажимы проверяются на целостность и надёжно затягиваются. Для профилактики эти точки желательно защитить каким-либо составом, предотвращающим отложение окислов и солей на клеммах и зажимах.

Даже если внешне клеммы АКБ выглядят чистыми, не поленитесь снять зажимы, и проверить места контакта более детально. Со временем между зажимами и клеммами образуется налёт, из-за которого напряжение бортовой сети может понижаться. Заглядывать сюда рекомендуется не реже, чем два раз в год.

Вторая точка — масса двигателя. Как правило, это толстый провод, который идёт от минуса АКБ куда-то в нижнюю часть мотора. Условия там, мягко говоря, не самые лучшие. Место контакта быстро окисляется, ржавеет, загрязняется. Проверить массу двигателя очень просто (можно на заглушенном моторе). Для этого измерьте напряжение сначала на клеммах АКБ. Затем плюсовой щуп оставьте на аккумуляторе, а минусовым прикоснитесь к мотору вблизи генератора. Если между показателями есть разница — провод массы нуждается в ревизии.

Рейтинг( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Комментарии0Поделиться: Загрузка … Похожие материалыСравнение Шевроле Лачетти и Дэу Джентра (Лачетти лучше

Плотность электролита

Выбор оптимального значения плотности электролита зависит от целого ряда факторов, среди которых решающее значение имеют климатические условия. Для различных регионов страны этот показатель выбирается с учетом следующих установочных данных:

  • в районах с умеренным климатом он должен быть на уровне 1,25-1,27±0,01 г/см3.
  • в регионах с холодными зимами с температурами до минус 30 градусов этот показатель выбирается из расчета на 0,01 г/см3 больше предыдущего значения;
  • в местностях с в жарким субтропическим климатом его значение должно быть на 0,01 г/см3 меньше.

Дополнительная информация: В регионах, где нередки сильные морозы (до -50 °С), чтобы не заморозить аккумулятор – придется повысить плотность от 1,27 до 1,29 г/см3.

Данные о плотности электролита приводятся в специальных таблицах, публикуемых во многих источниках в Интернете.

Таблица плотности

Общий вид сводных данных приводится ниже:

Показатели плотности приводятся с разделением по климатическим зонам. Кроме того, они различаются в зависимости от состояния электролита. Во второй колонке указывается значение для заливаемого (свежего) раствора, а в третьей – после зарядки автомобильного аккумулятора выбранным значением зарядного тока.

Нужное значение плотности при зарядке и после нее выбирается с небольшим запасом в сторону увеличения. Это позволяет учесть случайное понижение температуры и исключить возможность замерзания АКБ в зимний период. Летом же следует действовать наоборот – выбирать меньшее значение. В противном случае повышенная плотность может привести к закипанию раствора.

КЛИМАТ И ВРЕМЯ ГОДА ПРИ ИЗМЕРЕНИИ
ПЛОТНОСТИ ЭЛЕКТРОЛИТА
ПЛОТНОСТЬ (г/см3)
Аккум.
заряжен
Аккум.
разряжен
На 25% На 50%
Очень холодный (температура в январе от -50оС до -30оС) 1,30 1,26 1,22
Холодный (температура в январе от -35оС до -15оС) 1,28 1,24 1,20
Умеренный (температура в январе от -15оС до -8оС) 1,28 1,24 1,20
Теплый влажный (температура в январе от 0оС до +4оС) 1,23 1,19 1,15
Сухой жаркий (температура в январе от -15оС до +4оС) 1,23 1,19 1,15

В данной ситуации следует научиться находить «золотую середину» между двумя крайностями. С одной стороны высокая плотность чревата сокращением срока службы аккумуляторной батареи. С другой – ее низкий показатель приводит к уменьшению напряжения и к затрудненному пуску двигателя. При этом не следует забывать о том, что при выборе нужной плотности обязательно учитывается емкость аккумулятора.

Таблица заряда АКБ

Определиться с уровнем и временем зарядки аккумуляторов можно по так называемой «таблице заряда». Для этого придется измерить напряжение на клеммах АКБ и вычислить искомую величину в процентах согласно приведенным в ней данным. Из таблицы видно, что максимальное напряжение аккумулятора на автомобиле соответствует 12,73 Вольтам, а минимальное – 11,51 Вольта.