Для чего необходимо менять масло

В каждом двигателе предусмотрена смазочная система для подачи масла к трущимся деталям. Масло оставляет на поверхности плёнку, которая защищает детали от сухого трения и повышает износостойкость узла. Со временем масляный слой истончается. На скорость разрушения плёнки влияют разные факторы:

  • свойства металла;
  • шероховатость поверхности;
  • нагрузка;
  • скорость движения деталей;
  • температура;
  • изначальная толщина плёнки и её состав.

Для чего необходимо менять масло

Помимо создания защитной плёнки автосмазка выполняет другие функции:

  1. Охлаждает детали.
  2. Смывает нагар и продукты износа.
  3. Защищает от коррозии.

Для нормальной работы механизмов необходимо подавать достаточное количество смазки, чтобы создать максимальную несущую способность масляного слоя и не допустить перегрева поверхности. Наибольшая нагрузка приходит на подшипники коленвала, а шатунно-поршневая группа работает в условиях высоких температур. Продолжительный нагрев свыше 120℃ приводит к старению масляного состава. От контакта с несгоревшим топливом и картерными газами он окисляется. Быстро загрязняется продуктами износа.

Для чего необходимо менять масло

Периодическая замена моторного масла позволяет сохранить рабочие свойства автосмазки и предотвратить преждевременный капремонт двигателя. Производитель указывает регламентные сроки, когда пора менять масло в машине. Но на практике, для сохранения ресурса мотора, нужно научиться определять периодичность замены самому.

Периодичность замены масла

Если спросить водителей, когда они планирует заменить масло в двигателе, самыми популярными ответами оказываются: во время ТО, с наступлением зимы, через 12 мес и т.д. Дилеры, как правило, рекомендуют делать замену смазки через 10 — 15 000 км. Но чем обоснован данный пробег?

Периодичность замены масла

Масло способно послужить почти вечно в идеальных условиях эксплуатации: чистый мотор, неспешная езда без перегрева и высоких нагрузок. Рваная езда по городу, различные климатические условия, бездорожье, буксировка прицепов сильно сокращают срок службы моторной смазки.

Помимо условий эксплуатации, на период замены влияют качество продукта, возраст и пробег автомобиля. Со старостью приходят болезни, которые вызывают масляный жор: течи через сальники, прокладку ГБЦ или масляного фильтра, маслоотражательные колпачки, изношенные поршневые кольца и цилиндры. Чтобы избежать масляного голодания, необходимо проверять уровень смазки не реже 1 раза в месяц.

Течь масла через сальник коленвала

Интервал замены определяют по километражу или моточасам.  Одни смазки сохраняют рабочие свойства на протяжении 200 м/ч, другие выдерживают до 350 м/ч. Для определения времени, сколько отработал двигатель, устанавливают специальные датчики или рассчитывают интервал замены по средней скорости:

Пробег = М/ч * Средняя скорость

Для примера возьмём синтетическую автосмазку, рассчитанную на 300 м/ч, и среднюю скорость автомобиля по городу — 25 км/ч. Замена состава понадобится через 300*25 = 7 500 км. В то время, как загородному жителю при движении со скоростью 50 км/ч, делать замену придётся реже — через 15 000 км.

После того, как поменяют масло в двигателе, показатель скорости обнуляют.

Необходимо контролировать уровень масла

О необходимости замены моторной смазки сообщит и качество состава, при проверке уровня. Если масло начало густеть, терять прозрачность или быстро угорать — пора менять. Для проверки смазки в двигателе предусмотрен щуп.

Похожая статья  Доливать масло в горячий и холодный двигатель

уровень масла

Как проверить уровень:

  1. Поставьте автомобиль на ровной поверхности.
  2. Прогрейте мотор и заглушите его, чтобы смазка успела слиться в поддон.
  3. Извлеките щуп и вытрите его чистой ветошью.
  4. Вставьте щуп обратно до упора.
  5. Снова достаньте щуп и оцените уровень масла по шкале: норма находится между крайними метками.

Недостаток смазки в картере приводит к её быстрому старению и неэффективной работе смазочной системы, т.е. масляному голоданию мотора. Долить состав в двигатель нужно через маслозаливную горловину, расположенную на блоке цилиндров. Горловина закрыта крышкой с надписью Oil Fill или маркировкой вязкости. Заливать масло следует порциями не более 200 — 300 мл за раз.

Излишки также вредны, как нехватка. Лишняя смазка выдавливается через прокладки и сальники, что приводит к загрязнению мотора и дополнительной нагрузке на коленвал.

Сколько литров масла нужно при замене

Сколько литров масла нужно при замене

Данные об объеме масляной системы содержатся в технической документации к автомобилю. Однако полностью слить масло из двигателя возможно не на каждом транспортном средстве. В таком случае его уровень замеряется специальным щупом. Важно помнить, что при прогретом силовом агрегате уровень смазки повышается.

Современные транспортные средства оснащаются датчиками, сообщающими о критических показателях давления смазочной жидкости в силовом агрегате.

Какое масло заливать в двигатель

В инструкции по эксплуатации производитель всегда указывает какое масло следует заливать в двигатель. Например, для мотора VW CZCA 1.4 л TSI подходит состав с допуском VW 508.00 или 502.00, а для ВАЗ 21129 — с вязкостью 5W-30 и 10W-40. Не стоит игнорировать рекомендации. При разработке конкретного мотора инженеры определяют требования к качеству автосмазки исходя из конструкции, допустимых нагрузок и тепловых расчётов.

Какое масло заливать в двигатель

Моторным маслам приходится работать в трудных условиях, поэтому к ним предъявляются жёсткие требования, порой противоречащие друг другу. Состав не должен быть слишком густым, чтобы не создавать сопротивления деталям. Но слишком текучее состояние не позволит получить прочную защитную плёнку.

Автомасла характеризуются вязкостью, которая меняется в зависимости от температуры. При нагреве смазка становится более жидкой, а при остывании густеет. Степень «разжижения» определяется индексом вязкости. Чем он выше, тем меньше меняется вязкость состава.

Классификация масл

В основу моторных масел входят минеральные или синтетические компоненты с большим количеством присадок. Смесь подбирается таким образом, чтобы обеспечить заданные физико-химические свойства. Присадки повышают качество масел по определённым направлениям:

  • противоизносные и противозадирные;
  • антикоррозионные;
  • влияющие на твёрдость плёнки;
  • антипенные и т.д.

Типы масел

Поскольку каждый тип автомасла имеет уникальный состав, смешивать разные смазки нельзя. При падении уровня масла в двигателе доливать нужно именно то, чтобы было залито ранее. Если не известно, чтобы залито, лучше полностью заменить масло и фильтр.

Функции и принцип действия салонного фильтра

Он сконструирован для очищения воздуха, который попадает в салон автомобиля. Фильтр собран из корпуса и расположенного в нем активированного угля, через который проходит поток воздуха, а инородные частицы остаются в нём. По мере накопления различного мусора он теряет свои функции и нуждается в замене.

Какие фильтра менять при замене масла в двигателе


Еще нужно помнить о том, что этот фильтр оберегает испаритель кондиционера от засорения. Замена фильтра рекомендует проводить одновременно с обновлением масла. Но если при влажной погоде происходит запотевание стекол, то это главный признак необходимости замены этого фильтра.[/stextbox

Признаки необходимости замены масла в ДВС

Определить сроки необходимой замены автомобилисту не составит труда. Для этого необходимо воспользоваться масляным щупом, который покажет уровень смазки и ее состояние. Алгоритм процедуры простой:

  1. необходимо извлечь из двигателя щуп;
  2. произвести его очистку с помощью сухой салфетки;
  3. вставить щуп в отверстие;
  4. вытащить и произвести визуальный осмотр.

На масляном щупе имеются две отметки: максимум и минимум. Для нормального функционирования мотора уровень должен находиться между этими отметками. Если обозначен минимум, то долив или замену необходимо произвести.

В современных моделях автомобилей на панель выведен индикатор, который показывает уровень масла в реальном времени, облегчая диагностику.

Далее необходимо исследовать щуп по нескольким параметрам:

  • Вязкость моторной жидкости. В идеале она не должна отличаться от первоначального состояния. Если масло стало менее вязким, это означает, что оно выработало свой положенный ресурс;
  • Если на масляном щупе имеются грязевые отложения, нагар, это означает, что моторная жидкость утратила свои качества, и требует замены;
  • Изменение цвета и наличие стружки говорят о том, что автомасло пора менять. При утере своих свойств масло меняет цвет (из жидкости с янтарно-желтым оттенком становится черным). Стружка свидетельствует о том, что смазка не защищает детали от трения. Водяные капли также говорят о неспособности смазочного материала обеспечить полноценную защиту ДВС. Отложения на масляном щупе говорят о разрушении присадочных компонентов, загрязнении смазки картерными газами. Это приводит к снижению мощности мотора и токсичности выхлопа.

Такая простая диагностика своими руками подскажет, когда наступило время менять масло в двигателе. Процедуру проверки рекомендуется повторять после каждой 1000 км пробега. Недопустимо использование моторных жидкостей после истечения периода, который указан производителем.

Зачем промывать мотор?

Теперь рассмотрим другую точку зрения относительно промывки двигателей. Многие автомеханики и опытные автовладельцы при замене минерального масла на полусинтетику рекомендуют промывать мотор. Масло предназначено не просто для смазывания контактирующих деталей, но и очищения их от загрязнений:

  1. недогоревшего топлива;
  2. микроскопической пыли;
  3. продуктов износа и пр.
Читайте также:  Признаки и неисправности главного тормозного цилиндра. Главный тормозной цилиндр: устройство, проверка и прокачка (основные неисправности ГТЦ)

Все эти посторонние частицы смываются с внутренних стенок и перемешиваются со смазкой, в результате чего она темнеет и становится более вязкой. Для чего же тогда промывать мотор при замене масла, если в смазке и так есть моющие присадки? Нужно это по нескольким причинам:

Сразу после заливания масла в мотор моющие присадки разлагаются. Чем дольше вы будете ездить, тем хуже будут работать эти дополнительные составы. Под конец пробега содержащиеся в масле присадки перестают решать свои задачи. Примерно 10-15 процентов масла в моторе при замене сохраняются в скрытых полостях. Содержащаяся в этой смазке грязь смешивается со свежей смазкой и ухудшает ее свойства.

Следовательно, при каждой замене масло будет работать все хуже, даже при применении качественных смазочных составов от известных брендов. По этой же причине важно строго соблюдать регламент обслуживания машины.

Рекомендованные производители моторного масла

Очень важно выбрать масло для автомобильного двигателя от хорошего производителя:

  • Motul

Старейший продукт на рынке автомобильных масел. Компания выпускает моторные жидкости нескольких видов и для различной техники: автомобилей, грузовиков, водной и мотоциклетной техники, а также садовых газонокосилок.

Характерное отличие: применение эстеровых соединений, образующих на поверхности деталей устойчивую плёнку, защищающую от вредоносного воздействия.

  • LUKOIL

Эта моторная смазка способно выдерживать низкие температуры, обеспечивая при этом более лёгкое вращение коленвала, и без проблем проходящее по всей системе двигателя. Также оно противодействует конденсату и сохраняет свойства в любых условиях.

  • Mobil

Обладая высокими характеристиками продукт годен для любого сезона. Это полностью синтетический вид, специально созданный для перепадов температур. Лёгкий пуск обеспечен даже в холодную зиму. Отлично подходит как для бензинового двигателя, так и для дизельного. В состав входят специальные присадки, в разы увеличивающие срок службы техники.

  • Neste Oil

Моторные смазки «Neste Oil» созданы для экстремальных условий работы двигателя. Разработано на базе высокотехнологичной продукции и представлено обширной маркировкой. Рассчитано на невысокое качество топлива и усиленную нагрузку на технику.

  • Polo

Участвовал во многих программах и тендерах. Его синтетические виды разрабатывались специально для техники нового поколения. Производитель также рассчитывал на низкокачественное топливо и холодные зимы. А комплекс добавок подходит даже для военной техники.

  • Wolver

Ему не страшна ни жара, ни холод – это универсальная и всесезонная моторная смазка. Имеет вязкие и маловязкие вариации. Для автомобилей с серьёзным пробегом рекомендована замена масла «Wolver» в двигателе вязкой маркой со специальными присадками, обеспечивающими надёжный ход мотора в любых условиях.

  • Yukoil

Значительный ассортимент этой продукции позволяет подобрать моторную смазку для любых климатических условий, топлива и техники. Но по большей части это универсальный продукт с превосходными свойствами. Замена масла «Yukoil» в двигателе рекомендована почаще, в этом случае техника прослужит гораздо дольше.

  • ZIC

Стоек к окислительным процессам, термостабилен, обеспечивает эффективную работу с максимальной отдачей. Оставляет на поршнях и стенках цилиндра минимальное количество нагара. Прекрасно подходит для дизельной техники.
Также рекомендована замена аналогом моторного масла на марку Шелл или Омега, представленных большим выбором, особенно, на синтетической основе.

Предназначение и механизм работы воздушного фильтра

Он функционирует для очистки поступающего из окружающей среды атмосферного воздуха, который по воздухопроводам попадает в силовой агрегат. Сам этот элемент выполнен из пористой и плотной бумаги зафиксированной в пластиковом корпусе. Заменять его нужно одновременно со сменой масла, но если автомобиль большую часть своего пробега передвигается по пыльным грунтовым дорогам, то замена его должна проводиться раньше. Заменить фильтр можно самостоятельно, так как он расположен в достаточно доступном месте и эту работу может выполнить даже начинающий автомобилист.

Какие фильтра менять при замене масла в двигателе


Некоторые автомобилисты не заменяют на новый, а пытаются очистить его при помощи пылесоса или других устройств. Это не совсем правильно и учитывая достаточно низкую цену все-таки предпочтительней поставить новый.

Заправочные объемы

Перед заменой масла в двигателе нужно узнать, сколько же смазки необходимо купить. Эта информация указана в инструкции к машине. Заправочный объём зависит от комплектации силового агрегата и способа замены.

Заправочные объемы

Так в двигатель 21129 при замене масла нужно залить:

Комплектация Без замены фильтра, л С заменой фильтра, л
С РКПП 3,2 2,9
С МКПП 4,4 4,1

В ГАЗель с ДВС ЗМЗ 405 потребуется 6,0 л, в то время как в комплектации с УМЗ 4216 — 5,8 л. Заправочный объём КамАЗа-65115 с двигателем 740.622-280 вмещает 28 л «моторки».

Похожая статья  Установка ВАЗовского двигателя на ЛУАЗ

Механизм работы фильтра масляного

Он контролирует объем подачи смазывающего материала, в двигатель, одновременно очищая поступающее вещество от всех имеющихся грубых примесей. В корпусе фильтра размещена пористая бумага повышенной прочности. Поверхность бумаги обработана специальной водостойкой смолой. 

Заменять нужно одновременно с заменой смазочного материала. В основном такая замена осуществляется через 12-15 тыс. км. пробега. Такая цифра является усредненной, а точные параметры замены нужно узнать у разработчиков и производителей автомобиля. Простая конструкция спровоцировала такую ситуацию на рынке автомобильных запчастей, что этот фильтрующий элемент стали выпускать многие фирмы.

Какие фильтра менять при замене масла в двигателе

Но для правильного приобретения и надежной и долгой работы нужно покупать именно оригинальный продукт и исключительно по номеру в каталоге. Только так можно избежать приобретения подделки и возникновения последующих проблем с эксплуатацией автомобиля. Установка некачественного может привести к разрыву фильтрующей материи или корпуса что вызовет утечку смазывающего материала из двигателя.

Полезно знать:  Что будет если перелить масло в двигатель?

Выбор моторного масла

выбор моторного масла

Для замены масла в двигателе автомобиля сначала следует его выбрать и приобрести. Моторное масло должно соответствовать рекомендациям производителя автомобиля.

В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля и его сервисной книжке могут быть указаны конкретные рекомендуемые марки масла, либо указаны его физические и химические характеристики.

Автомобильные моторные масла различаются по вязкости и области применения. Вязкость масла определяется по классификации SAE, например: 0w30, 5w40, 15w40. Класс области применения определяется по API, например: SJ/CF, SN/CF.

Прочитать подробнее о вязкости моторного масла и других его физических и химических свойствах вы можете в нашей статье Вязкость масла.

Перед покупкой обязательно уточните сколько конкретно литров масла нужно заливать в двигатель вашего автомобиля. Узнать эту информацию можно в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. Покупайте масло с запасом, как минимум в 1 литр.

Масло известных брендов часто подделывают. Поддельное моторное масло не соответствует требованиям производителя вашего автомобиля и способно нанести существенный ущерб его двигателю. Покупайте моторное масло только в проверенных магазинах и на фирменных заправочных станциях.

Пошаговая инструкция

Подготовив необходимые инструменты и приспособления, можно приступать к работе. Для этого:

1. Прогреваем мотор до оптимальной температуры, в течение 10 минут. Можно также менять масло сразу после поездки, но нужно время на остывание двигателя, иначе можно получить ожог. Прогревать машину следует обязательно, чтобы масло «подняло» все осевшие загрязняющие вещества, а также стало более жидким.

2. Устанавливаем машину на смотровую яму, чтобы добраться до пробки было легче. Можно, конечно, обойтись и без ямы, но доступ к сливной пробке будет не очень удобным.

пробка маслозаливной горловины

3. Снимаем крышку с маслозаливной горловины. Это обеспечит более быстрое стекание смазочного материала. Если этого не выполнить, масло будет вытекать медленно, поскольку внутри мотора будет образовываться разрежение, так как воздух внутрь мотора не проникнет.

крышка горловины для заливки масла в двигатель

4. Протираем ветошью сливную пробку и прилегающие к ней поверхности поддона.

5. Берем емкость для сбора отработки (это может быть старая канистра от масла с вырезанной боковиной) и ставим ее под сливную пробку.

6. Ключом срываем с места сливную пробку (по часовой стрелке). После срыва пробка откручивается легко даже от руки. Откручивая, придерживаем ее, поскольку при полном откручивании напор масла может выбить ее с руки, потом придется «вылавливать» ее из отработки.

отработанное масло сливается из мотора

7. Оставляем масло сливаться и переходим в подкапотное пространство. Специальным ключом срываем и меняем масляный фильтр.

Ключи для съема масляного фильтра

8. Если такого ключа нет, можно пробить корпус фильтра отверткой, задвинуть ее до упора, а затем использовать отвертку как рычаг. Откручивать фильтр тоже нужно по часовой стрелке. Масляный фильтр находится либо на передней, либо на задней стенке блока цилиндров.

Читайте также:  Топ 20 маленьких машин для девушек: марки, стоимость, фото. Недорогие малолитражки для женщин. 8 автомобилей до 200 тысяч рублей

9. Берем новый фильтрующий элемент и смазываем чистым маслом уплотнительное кольцо фильтра.

смазка фильтра при замене масла

10. Устанавливаем фильтр на место и закручиваем его. Ключ для этого не нужен, для затяжки достаточно усилия руки.

11. После замены и установки фильтра смотрим, вытекает ли масло. Если оно продолжает стекать, ждем, пока этот процесс не прекратиться. Меняем уплотнительную прокладку на сливной пробке (если требуется) и ставим её на место. Усилие для затяжки пробки должно быть средним. Сильно затягивать не нужно, иначе можно сорвать резьбу.

12. После слива приступаем к заливке.

воронка для масла

В тех. документации узнаем количество масла, которое должно быть в двигателе. К примеру, указано, что в мотор заливается 4,7 литра. Зная это, осуществляем заливку, причем делаем это в несколько этапов. Сначала посредством воронки, установленной в маслозаливную горловину, заливаем примерно 3,5 литра.

Выжидаем время, чтобы масло полностью опустилось в поддон, затем щупом проверяем уровень. Если масла недостаточно, то доливаем еще 0,5 литра, ждем и проверяем уровень. Обычно в двигатель войдет чуть меньше смазочного материала, чем указано в документации, потому что все масло с мотора не сольется, часть его будет оставаться. Важно добиться, чтобы уровень масла располагался между отметками «Мин» и «Макс» на щупе, можно, чтобы он находился ближе к «Макс», но не доходил до него.

  1. Полностью залив смазку, устанавливаем на место крышку горловины и запускаем мотор для того, чтобы масло прошлось по каналам системы.
  2. После первой поездки после смены следует проверить уровень, а также осмотреть пробку и фильтр на наличие подтеков.
  3. Теперь один момент. Если масла недолили – ничего страшного, его можно довести  до уровня. Но бывает так, что перелили, и его уровень выше «Макс». Машину эксплуатировать при таком уровне нельзя, поскольку это приведет к выдавливанию сальников коленчатого вала.

Чтобы восстановить уровень в требуемых границах, воспользуйтесь обычным медицинским шприцем (20 мл) и трубкой от капельницы. Эту трубку надеваем на шприц. Конец капельницы опускаем в поддон через отверстие для щупа и откачиваем масло. Операция эта муторная, поскольку смазка откачивается медленно, и возможно, потребуется вытянуть не один шприц, чтобы добиться необходимого уровня. Зато не потребуется выкручивать пробку, полностью сливать масло и по новой заливать.

Меняем «полусинтетику» и «синтетику»

Так уж вышло, что в наших экспериментах мы меняем полусинтетическое масло либо на минеральное, либо сразу на синтетическое – эдакие две крайности. Правда, и в одном, и в другом случае предусмотрели замену с промывкой и без. Стало быть, вариантов всего четыре.

Лучшие результаты получили, как нетрудно догадаться, при замене на более качественное синтетическое масло. Причем, как и в предыдущих опытах, бо’льшую работоспособность имело синтетическое масло, которым заменили «полусинтетику» сразу, без промывки. А вот меньшая оптическая плотность, напротив, получается, если промыть. Выходит, что на вид масло свежее, а работает чуть хуже.

А вот с заменой «полусинтетики» на «минералку» вышло несколько странно. Чуть лучший результат – при замене с промывкой (щелочность 1,54 против 1,2). При самом общем толковании это означает, что для плохонькой «минералки» примесь свежей промывки лучше, чем поработавшей «полусинтетики».

Читайте также:  Двигатель Д-245.9: характеристики, неисправности и тюнинг

Вот мы и дошли до случая замены «синтетики» либо на «минералку» (с промывкой или без), либо на такую же «синтетику» (тоже – с промывкой или без).

Наверное, вы догадались: меняя синтетическое масло на такое же, промывать не надо – получается только хуже. Но похожий результат у нас и с заменой «синтетики» на «минералку» – с промывкой выходит похуже. Видно, стойкость к окислению у высококачественного масла столь высока, что его остаточные свойства все равно много лучше хорошей промывки.

К чему может привести несвоевременная замена масла в двигателе автомобиля

Несвоевременная замена масла в двигателе автомобиля

Использование отработанной смазки грозит следующими неприятностями:

  1. Проворот шатунных вкладышей.

    Чаще всего шатунные вкладыши начинают проворачиваться из-за несвоевременной смены смазочной жидкости. Отработанная жидкость негативно воздействует на смазочную систему и рабочие элементы, что приводит к засорению масляного канала. Шатунные вкладыши, из-за воздействия на них большого количества использованной смазки, сильно нагреваются и начинают проворачиваться.

  2. Износ деталей турбокомпрессора.

    Если не выполнять своевременную замену масла в двигателе, можно столкнуться с выходом из строя ротора. Отработанная смазка вызывает износ вала турбокомпрессора и подшипников, на низ образуются царапины, появляются борозды, что приводит к разрушению подшипников, возникновению проблем с валом и корпусом турбокомпрессора. Кроме того, из-за использования отработанной смазки засоряются каналы турбокомпрессора, приводя к его заклиниванию.

  3. Износ деталей двигателя.

    Чаще всего детали силового агрегата изнашиваются из-за использования низкокачественной смазки с низкой вязкостью. Из-за неспособности отработанной жидкости нейтрализовать сажу и кислотные соединения, появляющиеся в процессе сгорания, разрывается так называемая масляная пленка между цилиндром и поршнем. Кроме того, недостаточное количество и низкое качество смазочной жидкости вызывает существенное повышение температуры отдельных элементов мотора, что в итоге способно привести к их расплавлению.

  4. Снижение антикоррозийных характеристик.
  5. Засорение масляных каналов.

    Сажа, образующаяся в результате сгорания топлива, накапливаясь в ДВС, с течением времени забивает масляные каналы.

    Если не выполнять своевременную замену масла в двигателе, существует вероятность изгиба и разрешения клапана, что, в свою очередь, может привести к утечке газа в камере сгорания.

    Негативно сказываются на смазочной жидкости поездки на небольшие дистанции, в результате которых она не успевает прогреться до рабочей температуры. Большое количество горючего, попадающего в смазку, является причиной истощения ее присадок. А из-за воды меняются характеристики масла в ДВС.

    Автовладельцы, преимущественно передвигающиеся по городу, должны уделять состоянию смазочной жидкости в силовом агрегате пристальное внимание, поскольку именно подобные условия эксплуатации авто являются для него самыми сложными.

Вакуумная экспресс замена масла

Вакуумная экспресс замена масла

На многих станциях технического обслуживания предлагают быструю замену масла с помощью вакуумной установки для замены масла. При таком способе тонкая трубка вставляется в отверстие для масляного щупа и масло высасывается из двигателя. При вакуумной замене масла не нужны ни подъемник, ни яма, не нужно снимать защиту картера, не нужно отворачивать сливную пробку картера двигателя. Замена масла производится намного быстрее и стоит дешевле.

Вакуумная замена масла плоха тем, что в двигателе остается намного больше старого отработанного моторного масла, чем при традиционной замене методом слива. При вакуумной замене в поддоне двигателя остается металлическая стружка, грязь, сгустки масла. Замена масла классическим способом со сливом старого масла через сливную пробку картера лучше для двигателя автомобиля.

Замена масляного фильтра

При смене масла в двигателе не забывайте ставить новый фильтр. Он очищает масляный поток от твёрдых частиц изношенных деталей мотора, нагара и т.д. Фильтрующий элемент изготавливают из бумаги, картона, синтетики. Фильтры делятся на полнопоточные, если через них проходит всё масло, и неполнопоточные, если пропускают смазку частично.

Замена масляного фильтра

Чем сильнее загрязнён фильтр, тем хуже его пропускная способность. Внутри фильтра установлен перепускной клапан, который предотвращает падение давления в магистрали. При определённом давлении клапан открывается, и смазка течёт в мотор, минуя фильтр. Продолжительная работа двигателя на грязном масле приводит к засорению смазочной системы и износу деталей.

В легковых автомобилях установлены полнопоточные сменные фильтры. В грузовых часто применяют 2 элемента: полнопоточный со сменным фильтром и неполнопоточный центробежный.

Промывка двигателя

При замене масла в двигателе автосервисы предлагают заодно промыть систему тем же составом или специальной жидкостью. Очистка мотора промывочной жидкостью занимает 15 минут. Быстрый эффект достигается за счёт высокой концентрации моющих веществ.

Промывка двигателя

Промывочные жидкости продаются в 4 или 5 литровых канистрах в виде разбавленного масла или в упаковках по 300 мл в чистом виде. В первом случае помывочный состав заливают сразу после слива старой смеси. Во втором — жидкость добавляют в старое масло. После заправки, в обоих случаях, мотор должен поработать 15 мин на холостых оборотах. Затем промывку сливают и заливают чистую моторную смазку.

Мастера не рекомендуют самостоятельно применять промывочные жидкости, поскольку не правильно проведённая процедура может нанести вред автомобилю. Перед очисткой двигателя необходимо вручную промыть поддон, сетку маслозаборника, клапанную крышку. Только после этого можно использовать специальные жидкости для чистки каналов и труднодоступных мест.

Читайте также:  Какое масло заливать в мотоблок: можно ли автомобильное для редуктора, в двигатель с воздушным охлаждением. Какое масло лучше заливать в редуктор мотоблока?

Что и как влияет на сроки замены масла

Как правило, полная замена смазочного материала рекомендована производителем силового агрегата после 10 — 15 тысяч километров пробега. В данном случае указан средний показатель без учета режима вождения. Эта цифра берется из расчета, что автомобиль движется со средней скоростью и при минимальном времени работы на холостом ходу после прогрева.

Смазочная жидкость может приходить в негодность раньше указанного срока в следующих случаях:

  • при движении с высокими нагрузками (разный скоростной режим при плохом состоянии дороги; простои в пробках, когда затруднено охлаждение мотора);
  • мощность силового агрегата (чем выше, тем легче мотор справляется с нагрузками и эффективнее охлаждается; трансмиссия работает плавно);
  • вид и качество используемого топлива;
  • в ДВС малолитражек (вследствие короткой трансмиссии);
  • климатические особенности (резкие перепады температур, мороз);
  • особенности ландшафта (частые подъемы и спуски);
  • показатели окружающей среды (сильная загрязненность или повышенная влажность воздуха);
  • использование автотранспорта для перевозки грузов;
  • значительный износ силового агрегата.

Так, например, при движении на скорости около 100 км/ч по трассе, двигатель не испытывает перегрузок, так как система полноценно охлаждается. В таком случае сроки замены масла могут быть увеличены.

Разница в сроках работы масел при движении по трассе и в городских условиях (пробки, остановки у светофоров) очень велика. Чем выше нагрузка на силовой агрегат, тем скорее масло выработает свой ресурс.

При вождении на скорости свыше 130 км/ч мотор испытывает повышенные нагрузки в любых условиях. Поток картерных газов резко увеличивается, что губительно сказывается для двигателя. Растет температура поршней. Смазка работает на пределе возможностей, следовательно, быстрее теряет свои эффективные свойства.

Оптимальными условиями эксплуатации является вождение на средней скорости при минимальном времени простоя с работающим мотором на холостых оборотах.

Если перевести сроки замены масла в моточасы, рекомендованный интервал в 15 тысяч км пробега выразится в диапазоне от 200 до 700, и напрямую зависит от условий эксплуатации. Для примера: 400 моточасов на скорости 25 км/ч в городских условиях составит рекомендуемые 10 тысяч км пробега; а те же моточасы на скорости в 80 км/ч способны почти в три раза увеличить период замены. Однако, езда на постоянно одинаковой скорости — задача довольно трудная.

Помимо измеряемых интервалов пробега, даже при минимальном использовании автомобиля и малой наработки, рекомендуется производить полную замену моторного масла не реже, чем раз в 12 месяцев.

Разница масел для двух и четырёхтактных двигателей


Двухтактные и четырёхтактные двигатели имеют разные требования к масляному наполнителю. В двухтактном типе он сгорает вместе с топливом, а в четырёхтактном, наоборот, в камеру сгорания не проникает. На основе принципов работы, производится замена масла с определёнными характеристиками.

Масло для двухтактного двигателя должно сгорать с минимальным остатком сажи и золы, а масло для двигателя четырёхтактного типа долго сохранять смазочные свойства.

Двухтактники встречаются у моторных лодок, снегоходов, мотоциклов, бензопил и газонокосилок, требующих предельной мощности при малом весе и небольшой цене.
Продукт для двухтактников содержит около 2% присадок, придающих необходимые свойства базовой основе.

Основа моторной смазки преимущественно состоит из брайтстоков, синтетиков и т. п. Предпочтение обычно отдаётся брайтстокам, в силу непритязательности требуемых характеристик к низким температурам.

Двухтактные моторные смазки высокого качества содержат эфиры сложного типа. Многие виды специально разрабатывались для капризных лодочных моторов. Особенно хорошо они защищают от нежелательного износа запчастей.

Сырьё для четырёхтактных движков часто на четверть составляет комплекс присадок. Добавки не дают ему пениться, окисляться, увеличивают срок службы и способствуют чистоте конструкции. Но учёт производимого нагара при сгорании вместе с топливом, естественно, не производится, и отход довольно дымный. Оставляя большое количество сажи, совершенно не подходят для чувствительных двухтактников.

Нельзя применять продукцию для четырёхтактников в двухтактных двигателях!
Нельзя заливать масло в двигатель двухтактника, которое не предназначено для сгорания в топливе.

Это приводит к оседанию золы и осадка в поршневой системе. Подобные примеси являются абразивом. Износ запчастей движка автомобиля происходит в разы быстрей. Сажа, оседая на поверхностях, уменьшает подвижность поршневых колец и просвет выхлопных окон, затрудняя выход отработанного газа. Мощность автомобиля значительно падает.

Что потребуется проведения работ?

  Замена масла в двигателе – одна из самых часто выполняемых операций по обслуживанию мотора. Она не сложная, сделать её можно самостоятельно даже начинающему автовладельцу.  Для ее выполнения потребуется не так уж много:

  • ключи рожковые;
  • специальный ключ для откручивания масляного фильтра;
  • емкость для сбора отработки;
  • новое масло;
  • масляный фильтр;
  • воронка (обрезанное горлышко пластиковой бутылки);
  • ветошь.

При переходе на другой вид смазки рекомендуется проводить дополнительно промывку двигателя Также эту операция делается при первой замене масла на машине, приобретенной с рук, ведь достоверно неизвестно, какое масло использовал предыдущий владелец.

Поэтому рассмотрим как  заменить масло на примере Chevrolet Lanos.

Как поменять масло своими руками

Замена масла в двигателе своими руками проходит в 5 этапов:

  1. Подготовка инструментов и автомобиля.
  2. Слив.
  3. Замена фильтра.
  4. Залив.
  5. Проверка уровня.

Весь процесс занимает 30 — 60 мин.

Как поменять масло своими руками

Что понадобится перед заменой

Чтобы поменять масло в двигателе самому, понадобится:

  • ключ для откручивания защиты днища;
  • торцевой ключ под болт пробки поддона;
  • старый ремень от генератора для снятия масляного фильтра;
  • ёмкость с широким горлом для слива;
  • свежее моторное масло;
  • новый масляный фильтр;
  • уплотняющая шайба или новый болт сливной горловины;
  • чистая ветошь;
  • тряпки;
  • воронка;
  • перчатки.

Перед началом работы ознакомьтесь с мануалом своей машины, чтобы узнать, как снять защиту, где расположена пробка поддона, сколько масла потребуется и т.д. После теоретической подготовки приступайте к практике.

Инструкция по замене масла в двигателе

Правильная замена масла начинается с подготовки автомобиля. После простоя автосмазка становится вязкой и будет долго сливаться. Чтобы вернуть ему текучесть, прогрейте мотор до рабочей температуры. На это может уйти мин 10.

Замена масла

Поставьте машину на ровной площадке. Для удобства работы можно использовать подъёмник или эстакаду. Заглушите двигатель. Подождите мин 10, пока смазка стечёт в поддон.

В общем порядок замены масла выглядит так: сливаем масло и заливаем новое в объёме, указанном в сервисной книжке. Однако, есть нюансы, про которые не нужно забывать, поэтому рассмотрим процесс замены подробно:

  1. Если на автомобиле есть защита днища, сначала открутите её.
  2. Найдите пробку поддона. Ослабьте болт с помощью ключа.
  3. Подставьте ёмкость для слива старой смазки.
  4. Аккуратно откручивайте пробку вручную, пока не польётся горячее масло.
  5. На полный слив моет уйти мин 20, в зависимости от объёма и вязкости смазки.
  6. Закрутите болт с новой уплотняющей шайбой с требуемым усилием, чтобы избежать протечек.
  7. Откройте капот.Открутите маслозаливную горловину.
  8. Вытащите масляный щуп.
  9. Открутите масляный фильтр, опоясав его старым ремешком. Очистите привалочную поверхность от старой прокладки и грязи.
  10. На новом фильтре смажьте резинку моторным маслом, чтобы она не завернулась во время установки. Закрутите фильтр.
  11. Поставьте воронку в маслозаливную горловину. Влейте свежий состав в требуемом объёме.
  12. Периодические проверяйте уровень масла, если канистра без мерной колбы.
  13. Запускаем мотор, чтобы свежая смазка прошла через новый фильтр. Глушим.
  14. Ждём, пока состав стечёт в поддон и проверяем уровень.
  15. Закручиваем крышку горловины, ставим защиту на место.

Похожая статья  Какое масло лить в 8 клапанную Ладу Гранту

Выше описанный способ относится к полной замене вручную. Некоторые автосервисы предлагают другой вариант: поменять масло в двигателе с помощью пневмоустановки.  Выбор технологии замены — ручной или аппаратной — зависит от конструкции мотора, его исправности, опыта мастера. К примеру, поддоны некоторых ДВС имеют сложную форму, и полностью опустошить картер можно только через сливную пробку. Если фильтр установлен под защитой картера, то все равно придётся лезть под машину. Но для объективности обозначим и положительные стороны экспресс замены.