Законы Физики.

Естественно, что с ростом тактовой частоты увеличивается температура на всех компонентах, — это законы физики. Слишком высокая температура может стать причиной термического повреждения кристалла процессора. Именно поэтому в современных компьютерах на аппаратном уровне реализован целый ряд защитных механизмов, направленных на то что бы уберечь процессор от повреждения в случае перегрева.

Один из таких механизмов называется Троттлинг (от английского throttling): чем выше температура на кристалле процессора, тем больше машинных тактов он пропускает. Такты пропускаются, соответственно снижается эффективность и производительность – это и есть троттлинг процессора.

Таким образом мы плавно подошли к сути нашей проблемы, с одной стороны нам нужна максимальная производительность нашей игровой системы, с другой стороны необходимо обеспечить максимально эффективное охлаждение и не допустить повышения температуры до уровня, при котором включаются защитные механизмы.

Как устроена система водяного охлаждения процессора?

Водяной теплоотвод имеет много преимуществ по сравнению с пассивными или полупассивными вентиляторами. Однако, прежде чем перейти к сильным сторонам решений, основанных на отводе тепла через жидкость, познакомимся с конструкцией системы водяного охлаждения, которая состоит из:

    • Резервуара для жидкости, содержащего охлаждающую жидкость, которая вообще не является водой, это непроводящая охлаждающая жидкость с антикоррозийными свойствами и содержащая пестициды, предотвращающие рост водорослей и микробов внутри системы охлаждения. Жидкость со временем теряет свои свойства, поэтому производители рекомендуют заменять ее в среднем один раз в год.

устройство системы водяного охлаждения процессора

  • Насосов, нагнетающих жидкость в водоблок, или – в случае охлаждения как процессора, так и видеокарты – водоблоки, расположенные в непосредственной близости от ЦП и ГП, чтобы можно было отвести максимальное количество тепла, выделяемого этими компонентами.
  • Охладителя с вентиляторами – задача этого модуля, который в случае недостаточных размеров корпуса представляет собой элемент, установленный непосредственно на корпусе, заключается в охлаждении горячего теплоносителя с участием механической работы вентилятора. Затем охлажденная жидкость поступает в резервуар для жидкости, и цикл начинается снова.
  • Системы шлангов, по которым жидкость течет между последовательными элементами системы.

Основные неисправности системы охлаждения

Неисправностей у системы охлаждения двигателя не так уж и много, но последствия от них могут быть очень серьезными. Основными из них являются:

  • Утечка охлаждающей жидкости;
  • Неисправность насоса, термостата;
  • Повреждение проводки датчиков.

Видео: Все причины перегрева и кипения двигателя. Устранение причин перегрева двигателя ВАЗ НИВА

Утечка жидкости может произойти из-за пробоя рубашки охлаждения, прокладки ГБЦ, резиновых патрубков, радиатора или же из-за ненадежного крепления мест соединения.

Выявить эту неисправность несложно, поскольку в результате утечки под авто будет образовываться лужа из охлаждающей жидкости. Если своевременно не устранить течь, то большая часть охлаждающей жидкости может вытечь, и система уже не сможет поддерживать температурный режим.

Поломка насоса зачастую связана с выходом из строя его подшипника. Сопровождается это следами подтеков со стороны привода, повышенным шумом при работе мотора, неравномерным износом приводного ремня.

Если своевременно не заменить насос, то существует вероятность, что он заклинит и порвет приводной ремень, а это уже чревато достаточно серьезными проблемами, поскольку зачастую этим ремнем приводится в работу и ГРМ.

Проблема с термостатом обычно связана с тем, что он заклинивает в каком-то одном положении. Из-за этого перевод жидкости между кольцами не осуществляется, она движется либо только по малому, либо по большому кругу.

Повреждение же проводки или датчиков приводит к тому, что показания на приборную панель не передаются или не соответствуют действительности, а вентилятор не включается в требуемый момент или же работает постоянно, из-за чего нарушается температурный режим.

(Пока оценок нет)
Загрузка…
Похожие статьи

  • как заменить ож

    Как провести замену охлаждающей жидкости в автомобиле

    Читать далее

  • перегрев двигателя

    Перегрев двигателя: причины, к чему приводит, что делать

    Читать далее

  • Датчик давления масла

    Конструкция, принцип работы и местонахождение…

    Читать далее

Какой кроссовер самый экономичный?
« Предыдущая запись

Структура жидкостной системы охлаждения двигателя

К основным составляющим жидкостной системы охлаждения ДВС относятся следующие детали:

  • «водяная рубашка» двигателя
  • вентилятор;
  • радиатор;
  • помпа (центробежный насос);
  • термостат;
  • бачок расширительный;
  • теплообменник отопителя;
  • составляющие элементы управления.

Система охлаждения двигателя

Водяная рубашка двигателя – это плоскость между стенками агрегата в тех местах, которым требуется охлаждение.

Радиатор системы охлаждения – это механизм, который предназначен для отдачи созданного работой двигателя тепла. Узел представляет собой конструкцию из многих изогнутых алюминиевых трубой, которые также имеют дополнительные ребра, способствующие большей теплоотдаче.

Вентилятор используется для ускорения циркуляции воздуха, обволакивающего радиатор. Вентилятор включается при граничном нагревании охлаждающей жидкости.

Центробежный насос (другими словами – помпа) обеспечивает беспрерывное движение жидкости во время работы двигателя. Привод для помпы может быть разным: ременной, например, или шестеренный. На авто с турбированными двигателями часто устанавливают добавочные насосы, которые способствуют циркуляции жидкости и запускаются из блока управления.

Термостат – это устройство в виде биметаллического (или электронного) клапана, расположенного между входным отверстием радиатора и «рубашкой охлаждения». Этот прибор обеспечивает нужную температуру жидкости, служащей для охлаждения ДВС. Когда мотор остывший, термостат закрыт, поэтому принудительная циркуляция остужающей жидкости проходит внутри двигателя, не затрагивая радиатор. В момент нагревания жидкости до граничной температуры клапан открывается. В этот момент система начинает функционировать во всю свою мощь.

Расширительный бачок используется для заливания охлаждающей жидкости. Этот узел компенсирует также изменение количества жидкости в системе во время изменения температуры.

Радиатор отопителя – механизм, предназначенный для подогрева воздуха в салоне транспортного средства. Его рабочая жидкость набирается непосредственно возле входа в «рубашку» мотора.

Главным элементом координации системы охлаждения ДВС есть датчик (температурный), электронный блок управления, а также исполнительные устройства.

Основательность воздушного охлаждения

Классическим решением данной задачи является использование воздушных систем охлаждения, естественно стандартные кулера идущие в комплекте с процессором не способны эффективно отводить излишки тепла. Именно поэтому многие геймеры, профессионалы в области графики и даже инженеры предпочитают штатным системам более дорогие и производительные кулера от таких вендоров как Zalman, Noctua, Skythe, Cooler Master.

Огромные радиаторы, толстые тепловые трубки, большие вентиляторы – это все конечно отлично, но есть нечто более эффективное. То, что сразу переводит в разряд «настоящих энтузиастов».

Используемые системы охлаждения процессора

Компьютеры на заводе оснащены процессорами с кулером в одной коробке, то есть комплекты, состоящие из процессора и вентилятора, которые предназначены для отведения тепла от процессора.

системы охлаждения

Если устройство используется стандартно, то есть процессор не испытывает большой нагрузки, как, например, в играх, таких решений достаточно. Поклонники компьютерных игр или пользователи, чьи компьютеры по каким-либо причинам работают под большой нагрузкой, редко используют стандартное оборудование.

Когда дело доходит до выбора теплоотвода, наиболее популярными являются системы воздушного охлаждения в виде полупассивных компонентов – радиаторов с вентилятором.

Они намного эффективнее и тише, чем активные блоки, и в то же время им не требуется столько свободного места, сколько могло бы потребоваться пассивному радиатору с такими же параметрами рассеивания тепла.

Не менее популярны системы жидкостного охлаждения.

Водяное охлаждение процессора – стоит ли устанавливать его на компьютер?

Воздушное охлаждение, помимо множества преимуществ, имеет и свои недостатки, поэтому перед принятием решения стоит проанализировать собственную ситуацию. Жидкостное охлаждение однозначно станет хорошим решением, если:

  • у нас есть достаточно большой бюджет, чтобы купить хорошее водяное охлаждение процессора,
  • мы используем экстремальный разгон,
  • нам не хватает места в корпусе,
  • заботимся о бесшумной работе компьютера,
  • компьютер работает в условиях нагрузки в маленькой теплой комнате (охлаждение с помощью вентилятора бессмысленно).

Рейтинг

Cooler Master Hyper 212 RGB Black Edition

Кулер Hyper 212 CPU RGB от Cooler Master имеет гладкую поверхность из матового алюминия, окрашенного в черный цвет. Это один из лучших кулеров для ЦП на рынке с множеством ребер, обеспечивающих наименьшее сопротивление потоку воздуха, четырьмя тепловыми трубками с технологией прямого контакта для лучшей борьбы с теплом и широким диапазоном скоростей для точной настройки производительности охлаждения и бесшумности.

Cooler Master Hyper 212 RGB Black Edition

CRYORIG R1 UNIVERSAL

Cryorig R1 Universal – интересное предложение. Два алюминиевых радиатора два 140-мм вентилятора и семь тепловых трубок обеспечивают теплоотвод даже сильно разогнанных процессоров. Также пользователь может заказать у производителя другие цвета рамок радиаторов.

CRYORIG R1 UNIVERSAL

be quiet! SHADOW ROCK LP (BK002)

be quiet! Shadow Rock LP – один из лучших низкопрофильных кулеров, предназначенный в первую очередь для небольших корпусов HTPC и ITX. Охлаждение обеспечивает неплохую производительность, а используемый вентилятор отличается очень тихой работой. Обращает на себя внимание также высокое качество изготовления и декоративной отделки, придающие всему элегантный дизайн. Подходит для небольших и более тихих компьютеров.

be quiet! SHADOW ROCK LP

Thermaltake Water 3.0 Extreme S

Thermaltake Water 3.0 Extreme S – интересный водяной холодопроизводитель по разумной цене с 240-миллиметровым радиатором. Это классический дизайн, в котором используется медный водоблок со встроенным насосом и алюминиевый радиатор. Производительность и простая сборка являются самыми большими преимуществами этого решения. Производитель предоставляет на товар 3-летнюю гарантию.

Thermaltake Water 3.0 Extreme S

SilentiumPC Grandis 2 XE1436

SilentiumPC Grandis 2 XE1436 классифицируется как двухбашенная конструкция, и весь корпус обдувается 140- и 120-миллиметровыми вентиляторами. Стандартные характеристики находятся на высоком уровне, но при необходимости можно добавить еще один кулер. Охлаждение подходит для большинства сокетов AMD и Intel, а усовершенствованная система крепления заслуживает похвалы. Grandis 2 – это предложение для клиентов с ограниченным бюджетом.

SilentiumPC Grandis 2 XE1436

Arctic Freezer 34 eSports DUO

Arctic Freezer 34 eSports DUO – это конструкция, сочетающая в себе хорошую цену и хороший отвод тепла. Этот преемник модели Freezer 33 имеет несколько небольших, но значительных улучшений. В конструкции используются два 120-мм вентилятора со скоростью вращения до 2100 об/мин. Благодаря своему размеру он не мешает работе RAM. Также стоит отметить гарантию, которая составляет до 10 лет. Кулер рассчитан на процессоры с TDP до 210 Вт.

Arctic Freezer 34 eSports DUO

Corsair iCUE H115i RGB PRO XT

Corsair iCUE H115i RGB PRO XT сочетает в себе отличное охлаждение благодаря медной охлаждающей пластине с разделенным потоком и малошумящему центробежному насосу с яркой RGB-подсветкой. Кроме того, освещение RGB настраивается с помощью проприетарного программного обеспечения iCue. Если вам нужна мощная система жидкостного охлаждения, которая хорошо выглядит, Corsair iCUE H115i Elite – идеальный выбор.

Corsair iCUE H115i RGB PRO XT

NZXT Kraken X62

Kraken X62 – это очень хорошее предложение как для людей, интересующихся наиболее эффективными решениями, так и для тех, кому нужна красивая подсветка. Следует отметить, что производитель использовал радиатор 280 мм, то есть с двумя 140-мм вентиляторами, что означает улучшенную культуру работы. На это охлаждение производитель предлагает 6-летнюю гарантию.

NZXT Kraken X62

LiqTech TR4 240

Enermax LiqTech TR4 240 – это набор, предназначенный для сокета TR4, то есть процессоров Ryzen Threadripper первого и второго поколения и SP3. Охлаждение Enermax может рассеивать до 500 Вт тепла, поэтому оно успешно справиться даже с мощными Threadrippers.

LiqTech TR4 240

Устройство, конструкция, принцип работы

устройство жидкостной системы охлаждения двигателя

Жидкостная система охлаждения

Достоинством жидкостной системы охлаждения как раз и является возможность поддержания температуры в заданном диапазоне, поэтому она лучше воздушной. Но конструкция этой системы значительно сложнее.

В ее состав входит:

  1. Рубашка охлаждения
  2. Водяной насос
  3. Термостат
  4. Радиаторы
  5. Соединяющие патрубки
  6. Вентилятор

При этом основным рабочим элементом такой системы является специальная жидкость – антифриз, при помощи которой и осуществляется отвод тепла. Раньше вместо него использовалась обычная вода, но из-за низкого температурного порога замерзания и образования накипи от воды постепенно отказались.

1. Рубашка охлаждения

Рубашка охлаждения – специальная система каналов в блоке цилиндров и головке блока, по которой движется жидкость. Если рассматривать все по-простому, то выглядит это так: имеется блок, в который устанавливаются цилиндры, а также основные узлы и механизмы. Поверх этого блока сделана оболочка, а пространство между ними и используется как каналы для движения жидкости. Такая конструкция позволяет жидкости омывать цилиндры, проходить рядом с узлами, установленными в блоке и головке, что обеспечивает отвод тепла от них.

2. Помпа

помпа в системе охлаждения

Так выглядит водяная помпа

В рубашку охлаждения установлена водяная помпа. Она состоит из приводного зубчатого колеса (шкива) и крыльчатки, которая помещается внутрь рубашки, посаженных на одну ось. Привод ее осуществляется от коленчатого вала при помощи ремня.

Именно водяной насос и обеспечивает циркуляцию жидкости по системе. Получая вращение от коленчатого вала, крыльчатка заставляет двигаться жидкость по каналам рубашки.

Читайте также: Что такое помпа в автомобиле, принцип её работы и неисправности.

3. Радиатор

При этом антифриз циркулирует не только по рубашке. Если бы так и было, то жидкости некуда было бы отдавать тепло, то есть двигатель быстро бы перегревался. Чтобы этого не происходило, в конструкцию включен радиатор.

радиатор

Представляет он собой конструкцию из двух бачков – в один подается жидкость из рубашки, а из второго она возвращается обратно. Эти бачки между собой соединены большим количеством трубок, по которым жидкость перемещается между ними. Чтобы обеспечить лучший теплообмен, радиатор изготавливают из металлов, обладающих высокой теплопроводностью (медь, алюминий, латунь). Также чтобы повысить теплообмен между трубками располагаются специальные ленты, уложенные определенным образом и имеющие большое количество мест контакта с трубками.

Жидкость, проходя через трубки, часть тепла отдает лентам. Проходящий сквозь радиатор  воздух отбирает тепло и отводит его в окружающую среду. Для обеспечения хорошего потока воздуха радиатор устанавливают в передней части авто. Радиатор с рубашкой охлаждения соединяется при помощи резиновых патрубков.

Отдельно отметим, что благодаря жидкостной системе удалось обеспечить и отопление салона. Для этого в систему охлаждения включили еще один радиатор, который поместили в салоне. Конструктивно он такой же, как и основной радиатор, но по габаритам меньше. Поток воздуха же для него создается при помощи электромотора с вентилятором.

Видео: Перегрев двигателя. Последствия перегрева.

4. Термостат

Система охлаждения должна обеспечивать максимально быстрый выход силовой установки на оптимальный температурный режим. И чтобы это обеспечить, в конструкцию включен термостат. Чтобы понять, для чего он нужен – немного теории.

Если бы конструкция системы состояла только из рубашки и насоса, то двигатель очень быстро бы перегревался, поскольку жидкость двигалась только по каналам в блоке и отвести тепло ей было бы некуда.

устройство термостата

Устройство и принцип работы термостата

Чтобы избежать этого в конструкцию включили радиатор. Но из-за его наличия объем антифриза или тосола увеличивался, к тому же назначение радиатора – отвод тепла, поэтому двигатель очень долго будет выходить на нужную температуру, особенно в зимний период.

Для обеспечения быстрого выхода на необходимую температуру, систему охлаждения разделили на два кольца – малое (задействованы только рубашка охлаждения и насос) и большое (рубашка + насос + радиатор).

Разделением на кольца и занимается термостат. Представляет он собой клапан, который срабатывает от повышения температуры. На разных авто температура его срабатывания отличается, но в целом он работает в диапазоне – 85-95 град. С.

Корпус термостата располагается обычно на блоке цилиндров возле канала, ведущего на радиатор. Пока температура мотора низкая, термостат перекрывает этот канал и жидкость перемещается только по рубашке. По мере повышения температуры этот клапан начинает постепенно открываться, пуская жидкость уже по большому кольцу, с задействованием радиатора. При достижении определенного температурного значения он открывается полностью, и жидкость уже движется только по большому кольцу.

5. Вентилятор, датчики

вентилятор системы охлаждения

Принцип работы вентилятора системы охлаждения

Бывает так, что потока воздуха недостаточно, чтобы обеспечить нормальный отвод тепла от радиатора. К примеру, такое случается в пробке, когда двигатель постоянно работает, а вот встречного потока воздуха нет, поскольку авто обездвижено.

Чтобы не дать жидкости перегреться, используется вентилятор, создающий принудительно поток воздуха. Размещается он за основным радиатором и приводится в движение электромотором. Включение же его в работу осуществляется за счет установленного в радиаторе температурного датчика.

Дополнительно в конструкцию входит также температурный датчик, который передает данные о температуре на приборную панель в салоне, поэтому водитель может постоянно контролировать температурный режим мотора и своевременно заметить появление неисправности, из-за чего температура мотора «пошла вверх».

Устройство системы охлаждения двигателя

Сначала затронем конструирование устройства системы охлаждения. При конструировании системы охлаждения производители учитывают целый комплекс факторов: 

  • тепловая мощностью ДВС (быстрота выделения тепла),
  • габаритов радиатора, вентилятора и водяной помпы, 
  • давления в СО,
  • конструктивных особенностей термостата.

Если проектируется жидкостная система, учитывается тип охлаждающей жидкости – антифриза: этиленгликолевый (карбоксилатный, лобридный, комбинированный), пропилен-гликолевый. 
Если проектируется воздушная СО, обязательно учитывается температура и влажность окружающего ДВС воздуха.
При конструировании воздушных систем специалисты заинтересованы, в первую очередь, обеспечить подачу воздуха к:

  • перемычкам между гнездами клапанов (самым горячим местам головки цилиндров), если речь касается бензиновых ДВС.
  • форсункам, если в фокусе внимания – дизельные двигатели.

Обязательно учитываются параметры оребрения двигателя. Идеальный вариант – брать в расчет показатели аэродинамического сопротивления оребрения двигателя, но на практике чаще берется всё-таки удельная поверхность оребрения. Учитывать показатели аэродинамического сопротивления, когда речь идёт о достаточно простой и недорогой технике достаточно нерационально. И проще пожертвовать именно этим параметром.

Как устроена система охлаждения двигателя автомобиля, работающего на антифризе?

В зависимости от того, какое охлаждение – воздушное или на антифризе, отличается схема системы охлаждения двигателя.
Общее устройство.png

Итак, общее устройство системы охлаждения двигателя автомобиля, работающего  на антифризе состоит из следующих элементов:
1. «Водяная рубашка».  Полости между двойными стенками двигателя, имеющие сообщение друг с другом. Расположены в зонах присутствия избытка тепла. Фактически это всё пространство вокруг цилиндров ДВС, заполненное охлаждающей жидкостью.
 водяная рубашка.jpg
 
2. Термостат. Специальный клапан между «рубашкой» ДВС и входным патрубком устройства радиатора. Когда клапан открывается, для охлаждающей жидкости возникают все условия, чтобы она беспрепятственно попадала в радиатор. Излишки жидкости возвращаются в водяную рубашку через обводный канал. В зависимости от конструктивных особенностей СО, модели силового агрегата, компоновки ДВС термостат может иметь разную локацию. Чаще всего термостат расположен в зоне выхода антифриза из головки блока цилиндров.
 
термостат положение.jpg
 
3. Радиатор. Устройство, предназначенное непосредственно для отдачи (отвода) тепла в атмосферу и охлаждения жидкости внутри каналов. Представляет собой конструкцию из трубок, спаянных в виде прямоугольника, крепящегося на двух бачках. Изготавливается из металла (меди, алюминия), нескольких металлов (медь + латунь), комбинации металла и пластика. Большинство современных радиаторов – с алюминиевой сердцевиной с бачками из армированного пластика. В этом случае деталь обладает более высокими показателями коррозионной стойкости и теплопроводности. Устройство монтируется в зоне, которая лучше всего обдувается. Идеальный вариант – зона в подкапотном пространстве спереди автомобиля (причем к такому конструкционному решению инженеры нередко прибегают даже, если ДВС имеет заднее расположение). У некоторых автомобилей радиаторы устанавливаются возле боковых стенок авто. Но как правило, в этом случае о обдуве заботится воздухозаборник, а радиаторов – несколько. Такой вариант можно встретить у спорткаров. 
поток теплоносителя
 
Теплоноситель может поступать в радиатор сверху и направляться вниз в основной бочок, а может двигаться от одной стороны устройства к противоположной его стороне (СО с поперечным потоком). На подавляющее большинство современных СО монтируют радиаторы именно с поперечным потоком.
радиаторы.jpg

У большинства радиаторов горловина имеет крышку, оснащённую подпружиненным клапаном, предназначенного для герметичного закрытия вентиляционных каналов СО. Это конструктивное решение необходимо для поддержания оптимального рабочего давления. Наиболее распространёнными и внушающими доверие пользователям радиаторами являются устройства торговых марок Behr Hella, DENSO, LUZAR, Stellox, SAT, AVA.
4. Вентилятор – устройство, помогающее усилить поток набегающего воздуха на радиатор. Воздушный поток направлен по направлению к двигателю.  Запускается за счёт муфты (электромагнитной, гидравлической от сигнала датчика при превышении порогового значения температуры охлаждающей жидкости.  На большинстве современных транспортных средств стоят электровентиляторы: один или несколько (один непосредственно для охлаждения, другой – для работы с высокими температурами).  На транспортных средствах с продольным расположением ДВС и задним приводом также можно встретить термостатический вентилятор охлаждения (вентилятор с термостатической пружиной). Он запускается ремнем от коленчатого вала.
 
   вентилятор.png
 
5. Помпа — центробежный насос. Именно от помпы зависит, будет ли в системе обеспечена бесперебойная циркуляция жидкости (запускаются, чаще всего ремнем – от коленчатого или распределительного вала, шестернями или дополнительной помпой , работающей от электронного блока управления.
6. Расширительный бачок с подпружиненными клапанами. Присутствует у систем с радиатором без заливной горловины.
расширительный бачок

7.Температурный датчик. Присутствует у авто с электронным блоком управления. Сигналы с датчика поступают непосредственно на ЭБУ, а затем на исполнительные устройства (например, вентилятор).  

Устройство воздушной СО

Если же перед нами устройство воздушной системы охлаждения, где теплоносителем выступает непосредственно поток воздуха, то устройство включает следующие элементы:

  • вентилятор, состоящий из диффузора с неподвижными лопастями (направляют воздух) и ротора. Как правило, запускается при помощи ремня и работает от шкива коленвала охладительные ребра цилиндров и головки (или головок), 
  • съемный кожух, 
  • дефлекторы (монтируются непосредственно над вентканалом) и контрольные приборы. 

Принцип работы системы охлаждения двигателя автомобиля на антифризе

Принцип работы системы зависит от того, что является теплоносителем.

Работа системы охлаждения двигателя на антифризе:

  • Антифриз циркулирует (движется по маршруту) принудительно. 
  • Движение жидкости производится через «рубашку охлаждения» двигателя.
  • Охлаждение ДВС и нагрев охлаждающей жидкости осуществляются синхронно. 
  • Антифриз к водяной рубашке движется от первого цилиндра к последнему или от выпускного коллектора к впускному (в зависимости от потоков)
  • Жидкость циркулирует по малому (до нагрева) или большому кругу (после нагрева).Свой путь антифриз начинает  по большому кругу. Путь к маломому кругу до достижения определённой температуры  жидкости недоступен, это происходит благодаря закрывающемуся клапану. Когда температура, напротив, падает, то клапан  срабатывает снова, и рабочим путем антифриза, как и в начале работы, становится  малый круг.
  • В момент запуска ДВС антифриз  – холодный. При включении системы он нагревается, проходит через радиатор, охлаждается встречным потоком воздуха, в том числе, при необходимости  –  потоком воздуха от вентилятора.

Проходя путь через рубашку охлаждения блока цилиндров и головки цилиндров, жидкость в СО сначала увеличивается, а затем после прохождения радиатора охлаждается до начального уровня. 
путь теплоносителя

  • Чаще всего у ДВС горячая охлаждающая жидкость выходит из корпуса термостата (температурно-регулирующего клапана), протекает через радиатор поток жидкости охлаждается потоком воздуха, 
  • Назад жидкость возвращается через выходной патрубок основного бачка и через шланг идёт к входному патрубку циркуляционного насоса. Он и прогоняет поток жидкости через рубашку охлаждения двигателя. На некоторых двигателях (например, Chrysler и General Motor’s) альтернативой термостату выступает водяной насос. 

Воздушное охлаждение
Схема работы СО следующая:

  • Вентилятор создает поток воздуха
  • Наружная область блоков цилиндров и головки омываются мощным потоком воздуха,
  • Излишки тепла направляются в атмосферу.

принцип работы.jpg

Важно! Воздушный поток целенаправленно направляется на наиболее нагреваемые детали – цилиндры и головки. Степень интенсивности охлаждения зависит от того, какие стоят вентиляторы, и как организовано направление потока воздуха. Распределить воздух на все детали ДВС помогают тонкие пластины-дефлекторы.
Степень интенсивности охлаждения, а значит, и результат, напрямую зависит от организации направления потока воздуха и расположения вентилятора.

Важнейшие параметры охлаждения процессора

Когда вы более или менее знаете, что ищете, и хотите купить соответствующую систему понижения температуры самостоятельно, вам необходимо знать параметры, которые вы найдете в спецификации, и их значение.

Проанализируйте основные параметры каждого кулера. AMD и Intel рекомендуют некоторые модели для своих устройств, но стоит знать, что именно указано в спецификации.

Если конструкция не позволяет установку охлаждающей системы, то даже не имеет смысла вкладываться в такую покупку. Также обратите внимание на вариант горизонтального или вертикального монтажа.

От чего зависит качество охлаждения

Холодопроизводительность зависит в первую очередь от конструкции.

Вентиляторы большего размера могут быть громче и занимать больше места, но за размером следует эффективность охлаждения и производительность процессора.

Обдумывая, как выбрать кулер, также уделите время анализу скорости вращения, которая определяет, сколько оборотов в минуту делают активные компоненты.

Они также напрямую влияют на качество работы. Здесь заслуживают внимания устройства, которые могут самостоятельно регулировать скорость работы.

Также будет важен параметр TDP. Он напрямую связан с процессором и определяет максимальную температуру, которую может достичь компонент, чтобы продолжить работу без ущерба для производительности.

При превышении температуры не только снижается эффективность работы, но и — хотя и не всегда — выходит из строя процессор.

Системы Водяного Охлаждения

Системы жидкостного охлаждения (СЖО) или системы водяного охлаждения (СВО) – решение для тех, кто знает цену каждому дополнительному мегагерцу. Качественная СВО способна подарить тишину, несколько сотен дополнительных мегагерц и уважение друзей и коллег

Что же такое эта СВО? Само название говорит за себя. В системе СВО в качестве теплоносителя используется вода. То есть сначала тепло от нагревающих элементов передается напрямую в воду, в отличии от воздушного, где передача происходит сразу в воздух.

Какое водяное охлаждение процессора лучше?

Выбор системы отвода тепла, независимо от того, предпочитаем ли мы полупассивное или водное решение, всегда зависит от конкретной модели нашего процессора (и других факторов, таких как размер корпуса). Поэтому представленный ниже список носит исключительно иллюстративный характер.

Что выбрать?

Теперь мы рассмотрим важные факторы, которые необходимо учитывать, прежде чем делать выбор между воздушным и жидкостным охлаждением.

Водяное и воздушное устройства охлаждения

Эффективность охлаждения

В этом нет никаких сомнений, водяное охлаждение намного эффективнее и мощнее, чем воздушная система, в первую очередь потому что гораздо больший объем
жидкого хладагента может циркулировать быстрее.

Тем не менее, более важный вопрос, который нужно рассмотреть, — нужна ли вам эта дополнительная охлаждающая способность. Для процессора который работает на
заводских тактовых частотах, воздушного устройства будет достаточно. Даже если планируется легкий разгон, жидкостное охлаждение все равно не
требуется, если процессор действительно не доведен до предела.

Цена

В то время как жидкостное охлаждение повсеместно более эффективно, преимущество воздушной системы в том, что оно гораздо доступнее. Это в основном связано
с более низкими производственными затратами, а разница в ценах может измеряться сотнями долларов.

Как это работает:

От процессора или графического чипа тепло сначала передается через теплообменник воде. Далее нагретая вода двигается в радиатор, где тепло из водной среды отдается воздуху и отрабатывается во внешнюю среду. Качает же водный поток, как водится, специальный насос – помпа. Весьма стандартная система, которая используется во многих сферах, таких как двигатели внутреннего сгорания (куда уж без нашей любимой автомобильной аналогии). Большим преимуществом выбора СВО объясняется просто, Вода имеет куда более высокий уровень теплоемкости, что позволяет намного эффективнее охлаждать элементы и поддерживать низкий температурный режим.

Какой же сделать выбор?

Сейчас, когда разгон процессоров стал достаточно привычным делом, никто не откажется от повышенных частот для более быстрого выполнения задач, будь то профессиональная деятельность, или компьютерные игры с богатой и тяжелой графикой или высоконагруженными сценами с большим кол-вом персонажей и полигонов. Очевидно, что в таких условиях вопрос о надежной и максимально эффективной системе теплоотвода стоит очень остро. Чем мощнее процессор или графическая карта, тем эффективнее должна работать система охлаждения компьютера. А воздушные кулера, как правило, имеют очень неприятную особенность – вентиляторы при работе в экстремальных режимах, шумят очень сильно и это может вызвать негативные эмоции особенно у пользователей или геймеров в ночное время.

Воздушное охлаждение процессора — стоит ли устанавливать его на компьютер?

Полупассивный воздушный отвод тепла рекомендуется при:

    • у нас небольшой бюджет,

Воздушное охлаждение процессора

  • не используем экстремальный разгон,
  • у нас много места в компьютерном корпусе,
  • нам не важна тихая работа компьютера,
  • компьютер работает в хорошо проветриваемом помещении.

Косвенно перечисляя преимущества и недостатки воздушного и жидкостного охлаждения, следует отметить проблемы обеих систем. Единственный безотказный вариант – это пассивный теплоотвод. Радиатор не является механическим элементом, поэтому он не подвержен поломкам.

Но вентиляторы и вся система жидкостного охлаждения подвержены износу и повреждению. Отказ вентилятора – это неисправность, которую легче всего устранить.

В отличие от жидкостного охлаждения, когда может выйти из строя большее количество компонентов, и не так очевидно, что пошло не так.

Необслуживаемые СВО

Для тех, кто только начинает свой путь в мире компьютеров существуют необслуживаемые системы водяного охлаждения. Многие именитые производители предлагают готовые и надежные необслуживаемые (замкнутые) системы охлаждения по относительно невысокой цене, например: Corsair Hydro Series (существует несколько вариантов с разными типами радиаторов), Cooler Master Seidon, NZXT Kraken, Silverstone Tundra, да что там говорить, даже компания Intel рекомендует к своим процессорам Intel Core i7 в исполнении LGA 2011 в качестве штатной СО – систему водяного охлаждения от компании Asetek.

Какой кроссовер самый экономичный?

Лучшие машины за 700000 рублей
Следующая запись »

А это точно эффективнее?

Эффективность замкнутых систем водяного охлаждения можно оценить на графике приведенном справа.

Из дополнительных преимуществ необслуживаемых систем водяного охлаждения можно назвать освобождение места в пространстве рядом с сокетом для установки центрального процессора, поскольку аналогичные по производительности воздушные кулеры весьма громоздки и часто мешают установке памяти с высокими «рубашками». Снижается нагрузка на подложку системной платы, что может быть критично в случаях, когда компьютер часто транспортируется или отправляется через Транспортные компании.

Читайте также:  Сигнализация пантера как пользоваться автозапуском. Инструкция и руководство для Pantera SLK-625RS на русском