Последствия низкого уровня или полного отсутствия антифриза


Чрезмерное количество антифриза приводит к его вытеканию
Уровень антифриза в расширительном бачке должен находиться между двух нарисованных линий, обозначающих минимальное и максимальное его значение. Если уровень низок, но все-таки в хладагент присутствует в бачке, то ничего страшного не произойдет, поскольку в радиаторе и системе охлаждения антифриз находится в достаточном количестве.

Отсутствие антифриза в расширительном бачке может привести к серьезному перегреву двигателя. Во-первых, достаточно легко завоздушить весь контур циркуляции охлаждающей жидкости. Это сразу же приведет к локальным перегревам силовой установки, вероятнее всего, произойдет закипание охлаждающей жидкости, но это лишь самый позитивный расклад. Чаще всего полное отсутствие ОЖ приводит к серьезным проблемам: двигатель с легкостью может заклинить из-за сильного перегрева, поршневые пальцы прикипят к поршням, а компрессионные и маслосъемные кольца попросту перестанут пружинить и залягут в поршне. Во-вторых, прокладка ГБЦ и плоскость головки получат порцию урона, после чего уплотнительный элемент придется заменить, а ГБЦ потребуется отдать на фрезеровку. В случае двигателей с алюминиевым блоком, урон будет намного серьезнее.


Низкий уровень антифриза

Читайте также:  Предохранители рено сценик 2 и блоки реле с описанием и схемами

Белый дым из выхлопной системы
Уровень в расширительном бачке






А может, течь?

На практике полностью исправную, абсолютно герметичную систему охлаждения двигателя автомобиля встретить почти нереально. Микроскопические потери антифриза происходят в самых разных местах. Найти и устранить протечки бывает очень непросто из-за особенностей антифриза: в холодном состоянии эта жидкость плотная и вязкая, свищи проявляются лишь при сильном нагреве – во время движения. Есть несколько мест, на которые при падении уровня охлаждайки стоит обратить особое внимание.

Как узнать уровень ОЖ

Когда двигатель еще холодный, открутите крышку радиатора. Посмотрите внимательно на количество антифриза у нижнего края отвода, к которому присоединен шланг, ведущий к бачку.

Теперь обратите внимание на сам расширительный бак. Тосолу в идеале надобно находиться между его минимальной и максимальной отметками.

Если вы заметили, что количество жидкости ниже минимального указателя, надо немедленно долить тосола. Не сделав этого, вы рискуете перегреть двигатель автомобиля.


В случае, когда объем жидкости неожиданно упал, требуется проверить его еще раз. Заведите и прогрейте мотор до девяноста градусов, потом охладите его, так как на холодную и на горячую уровень антифриза может отличаться из-за того, что горячая жидкость имеет свойство расширяться. При падении объема антифриза в бачке после такой процедуры следует предположить, что, возможно, причина в том, что нарушена целостность системы. Это значит, что требуется более детальная диагностика.

От чего зависит уровень антифриза

  • герметичность всех элементов системы охлаждения: расширительного бака, всех трубочек, а также прокладок и блока цилиндров;
  • фиксация шлангов с помощью хомутов в правильном положении;
  • правильное функционирование клапанов на крышках расширительного бачка и радиатора;
  • правильное функционирование системы топлива;
  • качество антифриза;
  • способ вождения;
  • система зажигания.

При низком уровне ОЖ возможно снижение мощности работы двигателя и большой расход бензина

. Причиной всего этого могут быть плохо зафиксированные хомуты. Именно через них, скорее всего, и вытекает тосол.

В случае неисправности клапанов радиатора в системе охлаждения давление будет ниже, чем необходимо. Это станет причиной снижения температуры закипания тосола, вследствие чего возникает опасность формирования паровых пробок. Такой же финал ожидается, если шланг, который ведет к бачку с охлаждающей жидкостью, будет забит. Поэтому, за системой охлаждения нужно внимательно следить

.

Итак, мы подали информацию, касающуюся наличия жидкости в системе охлаждения, привели примеры возможных неисправностей из-за нехватки ОЖ. Надеемся, наша статья была для вас полезной, и вы смогли почерпнуть из нее нужную информацию для себя.

← Предыдущий материал

Следующий материал →

Необходимость проверки охлаждающей жидкости

Как часто надо проверять антифриз? Это зависит от того, какой у вас автомобиль, сколько ему лет и каково его общее техническое состояние. Если не проверять, сколько жидкости находится в бачке и своевременно не доливать её, проблемы с двигателем неизбежны. В процессе работы мотор постоянно нагревается, особенно в жаркую погоду, и для нормальной работы ему необходимо регулярное охлаждение.
Важно!
От состояния охлаждающей жидкости напрямую зависит срок службы мотора вашего автомобиля.

Почему нужно регулярно контролировать этот процесс:

  • антифриз охлаждает мотор, предотвращая его перегрузки и поломки;
  • его состав, циркулируя по замкнутой системе, «продляет жизнь» двигателя;
  • внешняя утечка жидкости может привести к загрязнениям поверхностей автомобиля, которые трудно вывести;
  • внутренние протечки опасны: если тосол попадает в цилиндры, это может спровоцировать гидравлический удар и полный выход двигателя автомобиля из строя.

Любой тосол — это жидкость с характерным запахом и цветом. Благодаря особому химическому составу она не превращается в лёд при низких температурах и остаётся в одном и том же состоянии в любых погодных условиях.

Самостоятельная диагностика неисправности

Бывает, что не всегда получается обратиться на СТО для диагностики охлаждающей системы и последующего ремонта, поэтому необходимо знать основные признаки ее неисправностей.

Не запуская силовой агрегат, проверяем состояние находящегося в нем масла. Для этого необходимо достать масляный щуп и внимательно его осмотреть. В норме на нем не должно быть никаких следов наличия посторонней жидкости, кроме моторной смазки.

На следующем этапе проверки запускаем мотор, и ждем, пока вентилятор включится в работу. Тем временем продолжаем контролировать состояние системы охлаждения, особенно следует обратить внимание на стыки магистральных шлангов, обычно в этих местах чаще всего образовываются течи жидкости. Возможно, что потек радиатор, но найти место протечки на нем самостоятельно вряд ли удастся.

Переходим к проверке герметичности бачка. Очень часто его крышка прилегает неплотно, из-за чего жидкость покидает его пределы. При этом замечается появление пара из-под капота, а на бачке и в месте его расположения отчетливо определяются следы испарения антифриза.

Различные неисправности, в результате которых нарушается герметичность головки блока цилиндров, также являются причиной утечки большого количества охлаждающей жидкости. Естественно, что сделать здесь самостоятельно вряд ли что-то получится, поэтому идеальным решением проблемы станет посещение ближайшей СТО.

Пожалуй, к самым простым способам проверки утечки антифриза относится следующий: достаточно на ночь положить в подкапотное пространство лист плотного картона, который и соберет антифриз на своей плоскости в случае его утечки.

И, напоследок, не стоит забывать, что антифриз постоянно испаряется из системы, поэтому периодический контроль его уровня с последующей доливкой, должен стать вынужденной необходимостью для каждого автовладельца.

Что влияет на степень наполненности бачка антифризом

На уровень антифриза влияют:

  • целостность блока цилиндров, ГБЦ, прокладки ГБЦ, радиатора, шлангов, трубок, печки и расширительного бачка;
  • правильная фиксация шлангов хомутами;
  • нормальная работа клапанов крышек расширительного бачка и радиатора;
  • состояние отвода от горловины и шланга, соединяющего его с расширительным бачком;
  • работа топливной системы;
  • настройка и работа системы зажигания;
  • тип антифриза;
  • манера езды.

Если в блоке цилиндров или ГБЦ есть трещины или пробита прокладка ГБЦ, то охлаждающая жидкость будет постоянно уходить или в масло или в цилиндры. В первом случае масло начнет превращаться в пузыристую суспензию, во втором выхлоп из двигателя будет похож на белый пар даже в теплую погоду. Если пробита прокладка ГБЦ, то возможны оба описанных выше симптома.

Пробило прокладку ГБЦ

 

Помимо этого будет заметное снижение мощности двигателя и приемистости автомобиля, а также увеличение расхода топлива. Если шланги слабо закреплены хомутами, то во время прогрева двигателя, когда давление в системе охлаждения возрастает, через них начнет вытекать антифриз.

Если неисправны клапаны радиатора и расширительного бачка, то давление в системе не сможет подняться до необходимого уровня. В результате снизится температура кипения антифриза и возникнет опасность образования паровых пробок, которые приведут к серьезному повреждению ГБЦ, Если отвод горловины или шланг к расширительному бачку забиты, то охлаждающая жидкость не сможет вернуться в радиатор, а из него в двигатель. В результате уровень упадет и возникнет опасность образования паровых пробок.

Правильный уровень антифриза в радиаторе

Нагрев цилиндров зависит не только от работы системы охлаждения, но и от исправности и настройки топливной аппаратуры и системы зажигания. Если топливная система подает переобедненную топливовоздушную смесь, то она будет детонировать, сгорая гораздо быстрей и выделяя больше тепла.

 

Это приведет к увеличению температуры охлаждающей жидкости, образованию паровых пробок и закипанию. В результате падение уровня антифриза, перегрев мотора и необходимость дорогостоящего ремонта. Если же смесь переобогащенная, то для обеспечения нормальной мощности двигателя придется сильней нажимать на педаль газа. В результате цилиндры будут наполнены увеличенным количеством топлива, что приведет к росту температуры, падению уровня антифриза и закипанию.

Антифризы на основе глицерина закипают при температурах 90-100 градусов, поэтому даже небольшой перегрев мотора приведет к образованию пара. Если водитель предпочитает ездить на высоких передачах и небольших оборотах (ниже 2 тысяч в минуту) двигателя, то любая горка будет увеличивать нагрузку на мотор и повышать его температуру. Ведь на таких оборотах двигателя помпа не сможет обеспечить необходимого потока антифриза. В результате ГБЦ начнет перегреваться, жидкость станет выделять пар и, ее уровень будет постепенно снижаться.

Читайте также:  Что нужно знать про сальник коленвала? Как правильно заменить сальник коленчатого вала

Принцип работы охлаждающей системы

Под действием помпы-насоса антифриз циркулирует по всей системе охлаждения, находясь внутри блоков цилиндров.

Работу подобной конструкции можно охарактеризовать следующим образом:

  1. При повышении температуры внутри силового агрегата охлаждающая жидкость проходит малый круг циркуляции в процессе которого, происходит равномерное распределение тепла.
  2. Когда температура приближается к определенному уровню, происходит запуск процесса циркуляции, при котором в работу включается радиатор охлаждения и открывается большой круг.
  3. При нагреве жидкости тепло цилиндров передается помпе, которая выводит охлаждающий раствор к радиатору. Далее антифриз снова перегоняется обратно на цилиндры.

Ошибки при обращении с антифризом и их последствия

При проверке уровня тосола в бачке часто возникает необходимость его доливки. Зимой происходит его интенсивное испарение, поэтому проверять его состояние в это время нужно чаще. При низких температурах все элементы расширительного бачка частично теряют герметичность, так как свойства резиновы и пластмассы меняются. Это чревато утечками антифриза. Как правило, они не фатальны, но это не избавляет от необходимости следить за процессом и своевременно доливать новую порцию тосола.

Типичные ошибки при обращении с антифризом таковы:

  • пробку откручивают “на горячую”, не дожидаясь охлаждения двигателя;
  • на бачке нет тряпки (если бачок не успел полностью остыть, это может быть опасно);
  • свежую жидкость доливают “на горячую;
  • тосол наливают в пустую ёмкость;
  • используют не дистиллированную, а обычную воду при доливке.

Чтобы ни говорили легкомысленные “бывалые” водители, отвинчивать крышку при разгорячённом двигателе нельзя. Даже если смельчакам постоянно везёт – не факт, что в следующий раз всё будет точно так же. Поскольку давление в замкнутой системе высокое, при откручивании пробки “на горячую” жидкость может выплеснуться вам на руки или даже на лицо. При серьёзных ожогах всегда остаются шрамы, поэтому торопиться и испытывать судьбу не стоит.

Бывают ситуации, когда нет времени ждать, пока система полностью остынет. В этом случае на крышку перед отвинчиванием накидывают тряпку. Она закроет отверстие слива и предотвратит сильный выплеск тосола, но защитить от брызг не сможет. Во избежание травм лучше, всё же, дождаться полного остывания двигателя и только тогда приниматься за работу.

Уровень жидкости в расширительном бачке нельзя проверять “на горячую”. Никогда не доливайте новый антифриз до полного охлаждения системы. Помните о том, что при разогреве есть риск перелить максимальный уровень, выдавить тосол в пространство под капотом автомобиля и повредить его внутренние части.

Важно! Не следует допускать полного опустошения бачка. При доливке тосола в пустую ёмкость в систему вместе с ним может попасть воздух. Двигатель перегреется и выйдет из строя. Если же бачок, всё же, оказался пустым, заливку свежего антифриза надо сделать на станции технического обслуживания.

Во всех инструкциях по применению тосола написано, что при отсутствии подходящей жидкости допускается доливать дистиллированную воду. Обычную воду доливают только в экстренных случаях, а когда появляется возможность обратиться на станцию техобслуживания, это нужно сделать как можно быстрее. Нельзя постоянно пользоваться простой водой: повышенное содержание в ней минеральных отложений приведёт к появлению ржавчины внутри мотора и прочих элементов автомобиля.

Как правильно доливать охлаждающую жидкость в расширительный бачок

Доливка жидкости в расширительный бачок до требуемого уровня — простая процедура. Первым делом следует открыть капот и установить зрительный контакт с резервуаром для антифриза. Затем проверяется уровень хладагента. Если он слишком низкий, следует открыть заливную крышку расширительного бачка и долить ОЖ до нужного уровня.

Добавлять следует только проверенный антифриз — желательно именно тот, что в данный момент циркулирует по системе. Смешивать можно не все антифризы. Если они одинакового цвета, это еще не значит, что при соединении они не вступят в реакцию.

Как правильно проверить уровень антифриза

Проверку наличия антифриза в расширительном бачке осуществить достаточно просто: надо на непрогретом автомобиле открыть капот и взглянуть на сам резервуар для ОЖ. Там изображены риски, определяющие минимальное и максимальное допустимое значение количества хладагента. Если жидкость не выходит за эти пределы, то всё в порядке. Но бывает так, что «фриза» мало, в таком случае требуется долить «охлаждайку» до требуемых значений.

В современных автомобилях все чаще устанавливают датчики, которые оповещают о количестве технических жидкостей. Такая система оповестит вас о слишком низком уровне антифриза или об его избытке.



Уровень ОЖ в расширительном бачке

Как определить уровень охлаждающей жидкости?

Для этого необходимо выполнить следующие работы в строгой последовательности:

  1. на холодный двигатель аккуратно откручивают крышку расширительного резервуара;
  2. изучают цвет и наличие различных инородных частиц в жидкости;
  3. оптимальный уровень антифриза должен располагаться по центру от максимальной и минимальной метки;
  4. если жидкость имеет меньший от рекомендованного уровня параметр, то необходимо долить охлаждающее вещество до нужного объема;
  5. заводится двигатель и прогревается до температуры +90 градусов Цельсия;


После выключения и полного остывания силового агрегата уровень охлаждающего вещества должен оставаться на первоначальной отметке. Только после проведения всех вышеперечисленных работ можно объективно судить об уровне охлаждающей жидкости.

От чего зависит объем ОЖ в системе

Объем охлаждающей жидкости в контуре зависит непосредственно от ее температуры и погодных условий. В жаркое время года, как правило, в расширительном бачке ОЖ будет всегда приближена к отметке MAX, в то время как зимой ее можно увидеть у отметки MIN. Это объясняется изменением объема жидкости в зависимости от ее температуры: чем холоднее, тем меньше V.


Идеальное количество охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Возможные места утечек

Как правило, антифриз вытекает в местах соединения патрубков, поскольку давление в нормально работающей системе при нагреве достигает 1 бара. Обычно на стыках сразу же видно подтеки охлаждающей жидкости. Для устранения утечки рекомендуется протянуть все хомуты на патрубках.

Резинотехнические изделия со временем трескаются и приходят в негодность. Антифриз в таких местах может просто хлынуть под давлением. Для предотвращения подобной ситуации требуется регулярно осматривать пайпинги системы охлаждения на их дефекты.

Частым виновником утечки антифриза является помпа двигателя. При износе она начинает течь через специальное отверстие. Если снизу помпы появился подтек хладагента, то это свидетельствует об износе сальника водяного насоса. В таком случае поможет только замена неисправного элемента.

Нередко течь может образоваться из-за негерметичных радиаторов. Диагностировать их крайне просто: визуально осмотреть все соты и бачки радиатора. Если антифриза не замечено, то всё в порядке.

Как проверить антифриз на холодную или горячую?

Как правильно проверять уровень антифриза

  1. Проводить проверку следует после длительной стоянки, например утром. Так жидкость успеет остыть.
  2. Хорошо, если ее уровень находится примерно посередине между минимальным и максимальным показателями.
  3. Доливку, если она необходима, также следует проводить на холодном двигателе.

Можно ли завести мотор без антифриза?

Конкретно мотор 2С-Т заводить без антифриза нежелательно. Разве что секунд на 5-6 максимум. Просто без антифриза можно сжечь уплотнение помпы, без антифриза оно от трения очень быстро выходит из строя.

Скрытые утечки

Нередко владельцы машин жалуются на то, что антифриз уходит, а причины установить не удается, ведь все соединительные трубки и шланги — в исправном состоянии. Подтеки под днищем обнаружить также не удается, характерный запах в салоне отсутствует, но пополнять уровень охлаждающей жидкости приходится постоянно. В таком случае это может означать, что причина кроется в скрытых утечках, быстро обнаружить которые не удается даже опытным профессиональным механикам. Самые распространенные скрытые утечки:

Дефект прокладки. Двигатель автомобиля не является монолитной конструкцией, он состоит из большого количества элементов. Но все основные детали защищены специальной конструкцией, поэтому для поступления тосола внутрь созданы специальные канавки. Нарушение герметичности, частичное разрушение прокладки из-за временного фактора могут приводить к попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры. Это означает, что тосол проникает в камеру сгорания и выходит через выхлопную трубу. Окончательно подтвердить поломку самостоятельно весьма затруднительно, т. к. разбирать двигатель без необходимого опыта не рекомендуется

Но обратить внимание на основные признаки можно: белый густой дым из выхлопной трубы, рост уровня масла. Неисправность крышки расширительного бачка, которая связана с заклиниванием в открытом положении. В этом случае нарушается давление в системе, тосол очень медленно испаряется через отверстие

Особенно остро ощущается проблема при интенсивной работе двигателя, т. к. без нормального уровня давления антифриз закипает при меньшей температуре и очень быстро испаряется из системы. При этом обнаружить следы утечки невозможно. Еще сильнее усугубить ситуацию может неисправная работа термостата. Важный элемент не направляет жидкость в основной радиатор, охлаждающая жидкость циркулирует по очень маленькому кругу, закипает и буквально выдавливает пар через крышку. Подобный процесс может привести к критическому росту температуры двигателя.

Читайте также:  Инструкция о том, как снять фару на Туареге





Если охлаждающая жидкость уходит из расширительного бачка, то необходимо срочно принимать меры по выяснению причины. Некоторые дефекты требуют незамедлительной реакции.

Можно ли смешивать отличающиеся антифризы

Из-за огромного ассортимента охлаждающих жидкостей, автолюбители всё чаще смешивают две или три несовместимых субстанции. При этом на выходе получается странного цвета жидкость с осадком или пеной, нередко «фриз» превращается в эмульсию. В общем, последствия таких смешиваний крайне плачевны. Если уж и смешивать разные хладагенты, то следует четко разобраться в их совместимости.

Читайте также:  Прогрев дизельного двигателя зимой. Нужно ли прогревать двигатель зимой? Сколько греть дизель зимой.

Прогар прокладки ГБЦ

Depositphotos

Наконец, мы добрались до чрезвычайно неприятного дефекта – прогара прокладки головки блока цилиндров двигателя. Эта скрытая поломка гарантированно приведёт к колоссальным затратам на ремонт: антифриз уходит непосредственно внутрь движка – в камеру сгорания или систему смазки. Понять, что охлаждайка попадает в цилиндры мотора, можно по зловонному белому дыму из выхлопной трубы, очень чистым свечам зажигания и по отсутствию нагара на поршнях. О неладном оповестит вас и повышение объёма моторного масла, которое изменит цвет и консистенцию. На крышке маслозаливной горловины можно заметить характерную эмульсию.

Какой должен быть нормальный объем охлаждающей жидкости

Количество антифриза зависит от объема двигателя автомобиля. Например, в двигателях до 2-х литров умещается до 5-7 литров антифриза. А агрегаты посерьезнее требуют залить 10 и более кг хладагента.

Объем антифриза в зависимости от автомобиля:

Объем антифриза Тип автомобиля
3 л Daihatsu Mira, More, Opti, Suzuki Alto, Wagon-R, Honda Life, Subaru Pleo
4 л Daihatsu Atrai, Mitsubishi Strada 1300cc., Vitz1300cc., Funcargo1500cc., Daihatsu Terios 1300cc., Toyota Bb 1500cc., Nissan March 1300cc., Honda Civic 1500cc., HR-V 1600cc., Domani 1600cc., Mitsubishi Toppo BJ, Pajero
5 л Toyota Starlet 1300cc., Tercel 1500cc., Raum 1500cc., Corolla Spacio 1600cc., Corolla II 1500cc., Nissan Lucino 1500cc., Avenir 1800cc., Mitsubishi Mirage 1500cc., Suzuki Escudo 1600cc., Nissan Cube 1300cc., Honda Logo 1300cc.
6 л Toyota Corolla 1600, Curren 1800, Nadia 2000, Gaia 2000, Ipsum 2000, Levin Trueno 1600, Opa 1800, Vista 2000, Mazda Demio 1500, Familia 1800, Nissan Sunny 1800, Primera 2000, Mitsubishi Lancer 1800, Subaru Legacy 2500, Honda CR-V 2000, Torneo 2000, Step wagon 2000, Mitsubishi Legnum 2000, Pajero 10 2000
7 л Toyota RAV-4 2000, Altezza 2000, Celica 2000, Mark II2000, Camry Gracia 2200, Caldina 2000, Crown 2500, Progres 2500, Honda Odyssey 2300, Inspire 2500, Mitsubishi RVR 2000
8 л Toyota: Aristo ЗОООсс., Crown ЗОООсс., Majesta ЗОООсс., Soarer ЗОООсс., Hilux SURF 3400cc., Mark II 2500Tcc., Mitsubishi: GTO ЗОООсс., Chariot Grandis ЗОООсс., Suzuki Escudo 2500cc., Nissan Bassara ЗОООсс., Mitsubishi Diamante 2500cc., Nissan Presage ЗОООсс., Mazda Tribute 2000cc.
9 л Toyota: Soarer2500Tcc., Windom ЗОООсс., Kiuger ЗОООсс., Harrier ЗОООсс., Estima ЗОООсс., Nissan: Cedric — Gloria ЗОООсс., Laurel 2500cc., Mazda Sentia ЗОООсс., Mitsubishi Pajero ЗОООсс., Nissan Skyline 2500cc.
Свыше 10 л Toyota: Majesta 4000cc. (10), MR-S (10), Celsior 4000cc. (11), Granvia 3400cc., Regius 2700cc. (12), MR-2 2000cc. (13), Nissan Stagea 2500cc. (10), Mazda MPV 2500cc. (10),Isuzu Wizard (11) Nissan: Terrano ЗЗООсс. (11

Нормальное количество охлаждающей жидкости довольно легко определить. Следует прогреть двигатель до 20 градусов Цельсия. Затем открыть капот и взглянуть на бачок — оптимальным значением для антифриза будет вымышленная линия, расположенная посередине между ограничивающими отметками. В таком случае антифриз никогда не выльется через расширительный бачок, но при этом всегда будет находиться не ниже минимальной отметки, даже при серьезном морозе.

Причины ухода антифриза: как распознать неисправность

Что будет если закончится антифриз в машине?
26.08.2019
Вопросы, рассмотренные в материале:

Читайте также:  Что будет если залить трансмиссионное масло в двигатель? Пожалей свой агрегат

  • Каков состав антифриза
  • Каковы причины ухода антифриза
  • Как узнать, что антифриз уходит
  • Что делать, если антифриз ушел в двигатель

Охлаждающая жидкость, антифриз и тосол – разные названия жидкой смеси, которая устойчива к замерзанию и используется в системах охлаждения двигателей. Периодичность проверки, доливки и диагностики этого вещества зависит от марки авто и модификации мотора. Специалисты рекомендуют проводить замену всего объема антифриза в автомобиле каждые два года, а осуществлять ее долив при загорании соответствующей сигнальной лампочки на приборной панели. Если доливать охлаждающую смесь приходится очень часто, нужно установить, в чем заключаются причины ухода антифриза и принять меры по их устранению.

Состав антифриза

Каждому автовладельцу приходится выбирать антифриз для его долива или замены в системе охлаждения силового агрегата. Многие совершают ошибку, обращая внимание только на стоимость жидкости и игнорируя ее качественные характеристики. Такая ошибка может привести к неисправностям авто, устранение которых потребует значительных финансовых затрат. Антифриз должен иметь пониженную температуру замерзания, низкое тепловое расширение, повышенную температуру кипения. Кроме того, он обеспечивает защиту деталей двигателя от коррозии. Все эти свойства обеспечиваются добавлением в состав охлаждающей жидкости специальных присадок.

Следует учитывать, что антифриз и тосол, хоть и выполняют одинаковую функцию, но имеют разный состав.

Для охлаждения моторов первых автомобилей применяли обычную воду. В зимнее время ее приходилось полностью сливать на время длительной стоянки авто, чтобы жидкость не замерзала. В дальнейшем автопроизводители стали использовать специальные компоненты, которые при добавлении в воду снижали температуру ее замерзания. Термин «антифриз» можно перевести, как сочетание слов «против замерзания».

Первые охлаждающие жидкости имели ряд недостатков. Используемый для понижения температуры замерзания воды этиленгликоль разъедал головки блока цилиндров двигателей и другие металлические детали системы охлаждения. Чтобы устранить этот недостаток в состав смеси стали вводить компоненты, способные защитить металл от агрессивного воздействия этиленгликоля.

В результате таких мероприятий был получен тосол.

Сегодня у многих автолюбителей сформировалось мнение, что тосол заливают в системы охлаждения исключительно российских авто, а в более качественных машинах используется антифриз. Действительно, антифризы для автомобильных систем охлаждения имеют более качественный состав и их нельзя смешивать с тосолом (это может привести к выходу мотора из строя вследствие перегрева).

В чем заключаются основные отличия антифриза от тосола?

Прежде всего, эти жидкости отличаются технологией производства, присадками и эксплуатационными характеристиками.

Чтобы определить, какую именно жидкость следует использовать для системы охлаждения конкретного авто, следует изучить требования производителя авто (их можно найти в сервисной книжке или в специальной литературе). Чаще всего, автопроизводители указывают конкретную марку антифриза для каждой модели машины. Тосол считается устаревшим вариантом охлаждающей жидкости и сегодня используется очень редко.

Современные антифризы ведущих брендов имеют более высокие эксплуатационные показатели.

«Можно ли смешивать охлаждающие жидкости и какова цена риска» Подробнее

Как понять, что антифриз вытекает

На приборной панели многих моделей авто присутствует индикатор, отображающий температурные характеристики и уровень антифриза. Он загорается при недостаточном количестве охлаждающей жидкости или при наличии других проблем в системе охлаждения двигателя. Кроме того, существует и ряд признаков, которые могут свидетельствовать об утечке антифриза:

  • при заведенном моторе из выхлопной трубы вылетает белый пар;
  • при прогретом двигателе и включенной на обогрев салона печке из воздуховодов поступает холодный воздух;
  • во время работы двигателя из подкапотного пространства поднимается белый дым;
  • во время стоянки под авто образуются мокрые пятна;
  • в салоне авто постоянно мокрый пол (жидкость на полу в этом случае будет маслянистой на ощупь маслянистая);
  • в расширительном бачке системы охлаждения постоянно снижается уровень антифриза;
  • мотор часто перегревается, а из-под крышки заливной горловины бачка поднимается пар;
  • в салоне авто ощущается сладковатый запах охлаждающей жидкости;
  • в бачке системы охлаждения образуется пена.

Куда девается охлаждающая жидкость из расширительного бачка

Нельзя однозначно сказать, в чем заключается причина ухода антифриза. На этот процесс оказывают влияние различные особенности эксплуатации авто. Важно точно установить, что привело к уходу антифриза из расширительного бачка и устранить выявленные неисправности.

Владельцам современных моделей авто не нужно постоянно следить за уровнем охлаждающей жидкости. С этой функцией эффективно справляются специальные датчики. Если происходит уход антифриза, бортовой компьютер просигнализирует о недостаточном его уровне (на приборной панели загорится соответствующий индикатор).

Читайте также:  Присадки в двигатель. Отзывы.

Автопроизводители рекомендуют полностью менять рабочую жидкость в системе охлаждения каждые 2 года. Если же вам часто приходится доливать антифриз по причине его ухода, нужно обратиться к специалистам для диагностики наличия течи в охлаждающей системе. Даже при длительной и интенсивной эксплуатации автомобиля уход антифриза будет минимальным.

«Как часто менять антифриз: увеличиваем ресурс двигателя» Подробнее

Основные причины ухода антифриза

  1. Негерметично закрытый расширительный бачок.
    Такие причины ухода антифриза из расширительного бачка являются следствием невнимательности водителя. Неплотно закрытая крышка расширительного бачка не сможет сдерживать давление в системе охлаждения, поэтому при нагревании двигателя через нее будет уходить антифриз.

    Зимой о просачивании охлаждающей жидкости через плохо закрученную крышку бачка будет свидетельствовать появление пара в зоне решетки основного радиатора (антифриз, испаряясь, формирует белую дымку). Устранить уход антифриза в этом случае можно, хорошо закрутив крышку расширительного бачка системы охлаждения.

  2. Дефекты бачка антифриза.
    Корпус расширительно бачка выполнен из пластика. Его можно повредить металлическим инструментом при неаккуратном выполнении ремонтных работ. Если «пробоина» небольшого размера расположена выше уровня охлаждающей жидкости, то ее можно не заметить.

    Дефект проявляется в процессе эксплуатации авто. При нагревании охлаждающая жидкость расширяется, поэтому, ее уровень поднимается, и она вытекает из бачка. После остывания мотора уровень антифриза падает и жидкость приходится доливать.

    Найти место ухода охлаждающей жидкости можно в ходе визуального осмотра расширительного бачка. Поврежденный бачок следует заменить, так как после пайки пластика через некоторое время течь антифриза возобновляется (в процессе работы двигателя в бачке создается достаточно высокое давление).

  3. Трещины и другие дефекты трубок, шлангов и мест их крепления к основному радиатору.
    Патрубки и шланги охлаждающей системы автомобиля постоянно подвергаются воздействию агрессивных веществ, перепадов температуры и давления. Масло и другие технические жидкости из разных систем автомобиля, попадая на патрубки и шлаги из резины, способствуют их разрушению. При этом повреждения могут быть незаметными при визуальном осмотре, но через них будут просачиваться антифриз. В результате, через некоторое время снизится уровень охлаждающей жидкости, и ее нужно будет доливать.

    Устранить эту причину ухода антифриза можно только путем замены поврежденных патрубков и шлангов.

  4. Слишком высокий уровень охлаждающей жидкости.
    Верхняя отметка уровня антифриза на расширительном бачке расположена таким образом, чтобы жидкость заполняла половину его объема.

    При таком уровне в бачке не будет создаваться избыточное давление при расширении антифриза (в противном случае бачок может лопнуть).

    Кроме того, конструкторы автомобилей предусмотрели в бачке отверстие для перелива охлаждающей жидкости при критическом повышении ее уровня. Чтобы предотвратить уход антифриза через переливное отверстие нужно заливать его таким образом, чтобы уровень находился не выше максимальной отметки.

  5. Повреждение радиатора системы охлаждения.
    Горячий антифриз охлаждается в радиаторе системы охлаждения, который расположен в передней части подкапотного пространства автомобиля. Когда авто движется на высокой скорости, вместе с потоками воздуха на радиатор могут попадать мелкие камни, грязь и пыль.

    Случается, что быстро летящий камень повреждает соты радиатора и через них начинает уходить антифриз. Скорость ухода охлаждающей жидкости через радиатор зависит от размера и характера повреждений.

  6. Двигатель.
    К наиболее неприятным неисправностям специалисты относят попадание антифриза в камеры сгорания мотора. Именно в этом случае из выхлопной трубы может идти белый дым, имеющий сладковатый запах. Этот признак указывает на факт сгорания охлаждающей жидкости вместе с топливно-воздушной смесью.

    На уход антифриза в мотор указывает белесый налет на щупе для проверки уровня масла. В этом случае ремонт авто должны выполнять квалифицированные мастера с помощью специального оборудования.

    Чтобы вовремя выявить уход охлаждающей жидкости специалисты рекомендуют чаще заглядывать под капот авто. Чем раньше будут обнаружена неисправность, тем меньше денег и времени потребуется на ее устранение. Недостаточный уровень антифриза приводит к перегреванию мотора, что может закончиться капитальным ремонтом.

Читайте также:  Система питания инжекторного двигателя: характеристика, устройство. Инжекторная система подачи топлива: виды, устройство, принцип работы, фото, промывка

Низкий уровень антифриза критично..?

Здравствуйте! Подтекает антифриз. Лезть по холоду не оч охота, да и не ручьем течет. Подкажите, критично ли что уровень находится ниже нижней метки, почти на самом дне расширительного бачка на холодном двигателе. Жду ответов. С уважением.

MARK II GX-110 1G 160л.с.

  • блин, у меня в расширителе совсем нет антифриза. а радиатор полный, не знаю езжу без проблем

    CRESTA JZX100 EXCEED G VERTEX https://www.drive2.ru/cars/toyota/cresta/cresta_100/dimonsta/

  • Я так ездил с месяц, даже меньше было, просто по незнаю авто, неудобство было одно печка не так тепло работала и когда газ нажимал в определенный момент слышен был звук : “вода по трубам”. Но лучше долить и не греть голову!

    former: Cresta Super Lucent, 1G-FE, GX100,1996

  • ну у меня такого звука не наблюдается, тоже думаю что надо долить, ведь японцы не от фанаря там эти риски в расширительном бочке сделали

    CRESTA JZX100 EXCEED G VERTEX https://www.drive2.ru/cars/toyota/cresta/cresta_100/dimonsta/

  • при нагревании уровень в радиаторе повышается, на холодную пустой на горячую в бачек излишки уходят

    Cresta JZX-100 + STELS 650.

  • у меня тоже на нижней метке, думаю волноваться излишне, главное следить за стрелкой температуры движка..везде и всегда

    Двери противопожарные ДПМ

  • Бля если должно быть больше минимума значит надо долить а не задавать такие вопросы, а то потом будет у меня масло ниже уровня че будет

    Мое авто два с половиной и на турбине +1 в итоге Два ё

  • Бля если должно быть больше минимума значит надо долить а не задавать такие вопросы, а то потом будет у меня масло ниже уровня че будет
    Игорь дело говорит )

    MARK II/JZX90/TOURER.S – atmosphere black hawk 2POT Voing disc brakes/TRD exhaust

  • в книге написано МИН-на холодную, МАХ на горячую.

    Jeep Grand Cherokee WH 4,7 Limited

  • ага я тоже долил до уровня выяснилось что термостат менять надо перестал рабочую температуру набирать

    mark II GX-90 M/T- Продан windom vcv-11 был mark II jzx-90 есть ICQ456057045

  • Если совсем мало будет то как вариант,проблемы с печкой и прогревочными оборотами…

    Учу читать! ДОРОГО! Never give up!

  • не только если подтекает,даже если сопливит,уже надо караул кричать!в один прекрасный момент,где сопливит окажется слабее чем крышка радиатора и давлением разорвет не по детски!а при маленьком уровне нарушается работа двигателя(обороты,печка и т.д.)я это проходил,так что не ленись.

    чайзер 4 везде,два пятьдесят

  • Лучше долей по цвету антифриза, мешать можно любые марки!!!

    Vitz RS IS 250 F sport…

  • Сообщение от
    qweqweqwe123

    в книге написано МИН-на холодную, МАХ на горячую.

    Читайте также:  Проверка уровня и замена жидкости в бачке гидропривода тормозов

    что самое интересное – у меня что на горячую , что на холодную – всегда на отметке MAX …O_o

  • Сообщение от
    Bidyin

    Я так ездил с месяц, даже меньше было, просто по незнаю авто, неудобство было одно печка не так тепло работала и когда газ нажимал в определенный момент слышен был звук : “вода по трубам”. Но лучше долить и не греть голову!

    во во..тоже такой звук был,это значит, что кажись в системе антифриза почти не осталось…у меня такое было, когда антифриз убежал (из под шланга , который идет в БДЗ,хомут ослаб )) ) … с бачка все ушло…в радиаторе почти на дне было… слил все что было..и залил новый антифриз, се хомуты поменял…все ОК.

  • Пацаны! При низком уровне тосола перегреете головку – задубеют колпачки. Начнет подъедать масло. А температура при этом вверх может и не поползти, блок то охлаждается. С уровнем тосола шутить – себе дороже!

    Было много, в т.ч.: Mark110, PRADO, Camry 40 55 Есть: Сamry-70 “Luxe” УАЗ таблетка ГАЗ-21 с 1-JZ GE

  • Я так 3 месяца ездил, кады взял тачку был лопнут расширительный бачок, старый хозяин вааще туда тосол дешевый лил, заказал бачок поставил но ОЖ поменял только осенью.

    Toyota Chaser Tourer S JZX100 1JZ-GE 2500CC 07/97

  • Сообщение от
    Demon?-DA!

    Пацаны! При низком уровне тосола перегреете головку – задубеют колпачки. Начнет подъедать масло. А температура при этом вверх может и не поползти, блок то охлаждается. С уровнем тосола шутить – себе дороже!

    Читайте также:  Блок реле и предохранителей УАЗ Патриот: где находятся

    действительно, не исключено

    Jeep Grand Cherokee WH 4,7 Limited

  • здравствуйте у меня такая проблема,на ваз 12 загорелся чек и макина греется на холостых оборотах,но когда еду все приходит в норму

  • как вообще сюда попал на двенашке…))

    Кому DVD|MP3 в штатку Mark II | Blit | Verossa x110? baza.drom.ru/17018819.html

  • Проверка герметичности пробки и бачка

    В результате тряски и постоянного движения клапан может проржаветь — в результате постоянного контакта с жидкостью. Для предотвращения утечек нужно регулярно проверять, в каком состоянии он находится. Как и доливку, проверку пробки надо проводить только после полного охлаждения мотора. Клапан осматривают и закручивают обратно. Если он плохо закручивается, его следует поменять.

    Проверить герметичность ёмкости можно с помощью стенда. Обычно, это делают на станциях техобслуживания, но при желании можно организовать такой тест самостоятельно. Бачок аккуратно снимают с автомобиля. В нём есть три отверстия. Два из них глушат, а в оставшееся подают воздух насосом для накачки шин. Пробка при тестировании должна быть плотно закручена. Если при создании высокого давления внутри ёмкости клапан пропускает воздух, его нужно срочно менять.

    Если клапан удерживает давление от 1,3 до 2 атмосфер — он тоже нерабочий. Оптимальный показатель хорошего состояния пробки — это когда при давлении от 1,4 атмосфер и больше она открывается и сбрасывает избыток давления.

    После отсоединения насоса давление в ёмкости должно сохраняться: это гарантия того, что бачок в порядке и готов к дальнейшему использованию.